• Главная
  • >
  • Регион ОБСЕ должен быть свободным от применения пыток

Регион ОБСЕ должен быть свободным от применения пыток

22.05.2014

Региональный семинар «Реализация обязательств по человеческому измерению и укрепление роли гражданского общества в деятельности ОБСЕ»

Душанбе, Таджикистан, 20-21 мая 2014 г.

 

 

Совместные рекомендации по совершенствованию усилий, направленных на искоренение пыток в Центральной Азии

 

Данный документ подготовлен: Коалициями НПО против пыток в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, Туркменской инициативой по правам человека, Международной правозащитной организацией Узбекистана «Клуб пламенных сердец», Хельсинкским фондом по правам человека (Польша) и Международным партнерством по правам человека (Бельгия)

 

 

Пытки: обзор проблем в Центральной Азии

 

Многие проблемы и сходства сегодняшней системы уголовной юстиции в Центральной Азии являются наследием периода СССР, когда права задержанных систематически нарушались.

 

Со времен распада Советского Союза пять центральноазиатских стран предприняли некоторые шаги для укрепления правовой защиты от пыток. Все они стали участниками важных международных правозащитных договоров, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В 2008 году Кыргызстан и Казахстан были первыми центральноазиатскими странами, которые стали участниками Факультативного протокола к Конвенции против пыток, и после этого приняли законодательство, устанавливающее национальные превентивные механизмы (НПМ).

 

Однако всем центральноазиатским государствам предстоит еще выполнить многие из их международных правозащитных обязательств в области предотвращения пыток, а также ключевые рекомендации, данные в этой области правозащитными органами ООН, такими как Комитет против пыток, Комитет по правам человека, а также рекомендации Универсального периодического обзора и Специального докладчика по пыткам.

 

Специальный докладчик по пыткам за последние годы посетил Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. При этом Туркменистан ни разу не дал ему разрешение на въезд в страну, а запрос о визите в Узбекистан ожидает рассмотрения с 2006 года.

 

Пытки широко используются в регионе, а их безнаказанность повсеместна. Во всех пяти странах пытки имеют место преимущественно во время первых часов содержания под стражей, когда задержанные во многих случаях лишены права переписки и общения, лишены адвоката и медицинского обслуживания. Кроме того, есть сведения также о случаях пыток на более поздних стадиях содержания под стражей и заключения. Содержащиеся под стражей и заключенные по статьям, связанным с национальной безопасностью и «религиозным экстремизмом», подвергаются особому риску. В Узбекистане, к примеру, здоровье многих заключенных, отбывающих длительное наказание, серьезно ухудшается из-за плохого обращения и плачевных тюремных условий, и регулярно поступает информация о смертельных случаях в тюрьмах. В Туркменистане власти продолжают скрывать информацию о местонахождении десятков людей, арестованных и осужденных в связи с предполагаемым в 2002 году покушением на бывшего президента Сапармурата Ниязова. По всей вероятности, многие из них подвергались пыткам, а некоторые, по имеющимся сообщениям, умерли в заключении.

 

В различной степени все центральноазиатские страны продолжают использовать систему уголовной юстиции как средство контроля и укрощения оппозиции. Зачастую, в системах уголовного правосудия этих стран поощрение за применение пыток больше, чем сдерживание. К примеру, ввиду того, что риск наказания за злоупотребления очень невысок, пытки и другие формы жестокого обращения открывают путь для дополнительного дохода, так как сотрудники правоохранительных органов и тюремный персонал часто применяют их для вымогательства денег у задержанных и заключенных. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов Центральной Азии продолжают оцениваться, хотя и неофициально, по количеству раскрытых ими преступлений — система, которая повышает риск того, что полиция будет прибегать к пыткам для получения признания в совершении ранее не раскрытого преступления.

 

 

Правозащитники и юристы, которые защищают жертв пыток, находятся также под риском негативных последствий, особенно в делах, в которых задержанные обвиняются в «религиозном экстремизме», терроризме или подрыве национальной безопасности. Во многих случаях правозащитники и юристы находятся под плотной слежкой властей; они подвергаются чрезмерным проверкам, а в некоторых случаях НПО угрожают ликвидацией из-за их правозащитной деятельности. В Туркменистане ни одна из независимых правозащитных групп не в состоянии вести работу открытым образом.

 

Мы также озабочены тем, что во имя национальной безопасности, службы безопасности стран СНГ, в особенности Казахстана, России и Украины, насильно вернули многочисленных подозреваемых членов исламских групп или партий в Таджикистан и Узбекистан. Многие из них были подвергнуты пыткам. В соответствии с международным правом в области прав человека, в особенности Конвенцией против пыток, государствам запрещена выдача кого-либо против его воли в другую страну, где существует реальный риск того, что данное лицо будет подвергнуто пыткам или плохому обращению.

 

 

Рекомендации

 

Ниже мы представляем то, какими мы видим наиболее неотложные шаги которые должны осуществить центральноазиатские страны-участницы ОБСЕ, другие страны-участницы ОБСЕ, а также учреждения ОБСЕ, для достижения значительного прогресса в искоренении пыток в Центральной Азии и обеспечения лучшей координации действий в этом направлении.

 

 

Рекомендации центральноазиатским странам — участницам ОБСЕ:

 

  • Взять на учет и под контроль все жалобы на пытки и жесткое обращение для принятия эффективных мер по расследованию случаев пыток, соразмерному наказанию виновных в совершении актов пыток лиц и предоставления компенсации жертвам пыток, при широком освещении работы в СМИ.
  • Обеспечить основные средства защиты задержанных от пыток: a) обеспечить полное соблюдение права на доступ к адвокату по выбору задержанного с момента лишения его свободы; b) ввести процедуру незамедлительной регистрации полицией факта задержания лица сразу после того, как человека лишили свободы, и обеспечить строгое исполнения данной процедуры; c) обеспечить, что все лица, поступающие в места содержания под стражей, должны проходить стандартное медицинское обследование; и d) обеспечить, что заседание суда об оставлении лица под стражей должно быть проведено не позднее, чем через 48 часов после задержания, а судьи должны расследовать законность и обоснованность задержания, а также обращение с задержанным в месте содержания его под стражей.
  • Разработать и законодательно закрепить институт независимой медицинской экспертизы, а также увеличить количество квалифицированного медицинского персонала в учреждениях полицейского и досудебного задержания. Обеспечить действительную независимость медицинского персонала, работающего в местах предварительного содержания, от правоохранительных органов, а также обучение медицинского персонала положениям Стамбульского протокола.
  • Ввести законодательство для создания независимого органа, наделенного достаточными полномочиями для проведения оперативного, тщательного и независимого расследования в случае заявлений о пытках и иных формах жестокого обращения.
  • Обеспечить правозащитникам защиту от плохого обращения, угроз и репрессий, которые являются следствием их работы по предотвращению пыток. Сотрудники правоохранительных органов, которые применяют такие средства по отношению к правозащитникам, должны понести наказание в соответствии с административным и уголовным законодательством.
  • Проводить постоянные и подлинные консультации с организациями гражданского общества, журналистами и юристами по вопросам реформы системы уголовного правосудия, а также политики, касающейся предотвращения пыток и ее имплементации.

 

Нижеуказанные рекомендации адресуются отдельным странам-участницам ОБСЕ из Центральной Азии:

 

  • Власти Казахстана должны обеспечить полную независимость Национального Превентивного Механизма (НПМ) от исполнительной ветви власти, включая финансовую самостоятельность.
  • Власти Кыргызстана должны обеспечить предоставление необходимых финансовых, человеческих и материальных ресурсов Национальному центру по предупреждению пыток и национальному превентивному механизму, чтобы они могли выполнять свои задачи независимо и эффективно.
  • Власти Таджикистана должны гарантировать быстрый, независимый и полный доступ Мониторинговой группы при Омбудсмене ко всем изоляторам временного содержания, следственным изоляторам и другим местам лишения свободы, доступ активистов гражданского общества для проведения независимого мониторинга. Власти должны также в кратчайшие сроки ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток.
  • Власти Туркменистана должны опубликовать полную статистику касающуюся количества возбужденных следствий и уголовных дел по статье «Пытки», которая была введена в Уголовный Кодекс Туркменистана в августе 2012 г. (ст. 182-1).
  • Власти Туркменистана и Узбекистана должны безотлагательно принять ожидающие рассмотрения приглашения от Специального докладчика по пыткам.

 

Рекомендации другим странам — участницам ОБСЕ:

 

В соответствии с принципом, что вопросы, касающиеся обязательств по человеческому измерению, являются предметом законного интереса всех стран-участниц ОБСЕ, страны-участницы вне региона Центральной Азии должны:

 

  • Настаивать на том, чтобы страны Центральной Азии незамедлительно имплементировали все рекомендации, включенные в раздел «Рекомендации правительствам центральноазиатских стран-участниц ОБСЕ», а также сделать тему предотвращения пыток приоритетом в билатеральных встречах и диалогах по правам человека.

  • Обеспечить поддержку правозащитникам из Центральной Азии, работающих в области противодействия пыткам, в том числе настаивать на том, чтобы власти соблюдали правовые гарантии, касающиеся свободы собраний, и поощряли программы по обеспечению психологической поддержки юристам и правозащитникам.

  • Сделать все государственные программы, которые предоставляют обучение, поддержку или предусматривают иное сотрудничество с государственными учреждениями Центральной Азии, в особенности программы напрямую предназначенные для правоохранительных органов и вооруженных сил, зависимыми от условия соблюдения международных стандартов прав человека, прежде всего запрета пыток.

  • Обеспечить, чтобы лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, не подвергались возвращению в страну, где они могут подвергаться риску пыток или иных форм жестокого обращения.

 

Рекомендации всему сообществу ОБСЕ и учреждениям ОБСЕ:

  • Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) должно значительно расширить свою поддержку правительств и организаций гражданского общества в их деятельности, касающейся устранения пыток. Оно должно интенсифицировать свои усилия по поддержке правительств в выполнении ими международных стандартов и обязательств, а также рекомендаций международных правозащитных механизмов и процедур.

  • Учреждения ОБСЕ должны уделить особое внимание созданию дружественных  условий для правозащитников в странах-участницах ОБСЕ, чтобы они могли свободным образом вести свою работу по предотвращению пыток. Учреждения ОБСЕ должны сконцентрироваться на повышению безопасности правозащитников и поддержке программ, предоставляющих психологическую  помощь юристам и правозащитникам. БДИПЧ должно собирать и продвигать примеры лучших практик и рекомендаций в этой области.

  • Офисы ОБСЕ в Центральной Азии должны предоставить полную поддержку организациям гражданского общества, юристам и журналистам, работающим в области предотвращения пыток, в том числе включаясь в регулярные консультации, предоставляя финансовую и иную поддержку, а также облегчая диалог с соответствующими государственными органами.

  • Офисы ОБСЕ в Центральной Азии должны обеспечить, что вопросы предотвращения пыток и контроля гражданского общества включены во все соответствующие проекты ОБСЕ, как например, проекты, касающиеся реформы полиции, или направленные на борьбу с коррупцией.

  • Центр ОБСЕ в Казахстане должен отслеживать эффективность нового Национального превентивного механизма и поддерживать деятельность НПО «Коалиция против пыток» в Казахстане по внедрению независимого механизма жалоб на пытки. Центр должен также участвовать в мониторинге судов для изучения того, как они справляются с жалобами на пытки, направленными во время предварительного рассмотрения дела.

  • Центр ОБСЕ в Кыргызстане должен продолжать поддерживать независимый мониторинг мест содержания под стражей. Он должен поддерживать НПО в сотрудничестве с Национальным превентивным механизмом и помогать НПО разъяснять властям и общественности отличия между работой Омбудсмена, с одной стороны, и Национального превентивного механизма, с другой, и то, как два этих учреждения могут в своей работе дополнять друг друга.

  • Офис ОБСЕ в Таджикистане должен повысить свои усилия по облегчению диалога Коалиции НПО против пыток, других организаций гражданского общества и государственных учреждений по вопросу независимого мониторинга мест заключения. В особенности, Офис ОБСЕ должен поддерживать дискуссии между НПО и Министерством Внутренних Дел, имеющие своей целью инициирование мониторинга мест предварительного заключения. Офис ОБСЕ должен на постоянной основе поднимать индивидуальные случаи применения пыток перед властями и участвовать в работе по улучшению законодательства в области предотвращения пыток.

 


Добавить комментарий