После высказывания президентом Назарбаевым инициативы о необходимости построения в Казахстане Общества Всеобщего Труда, сама идея куда-то сразу затерялась. Однако бесследно для казахстанских трудящихся, по всей видимости, она не прошла – Министерство труда и социальной защиты «озаботилось» новым законопроектом о профсоюзах, который должен быть принят во втором чтении мажилисом парламента 21 мая этого года. В этом случае можно поставить крест на зачатках независимого профсоюзного движения.
Об этом поведали 16 мая на пресс-конференции в Алматы президент Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана Лариса Харькова и главный специалист по правовым вопросам Алматинского Союза Профсоюзов Андрей Бакаев. Опасения профсоюзников разделил и юрист Казахстанского международного бюро по правам человека Ерлан Калиев.
В рабочей группе по разработке нового закона от Конфедерации свободных профсоюзов был включен Сергей Белкин, однако несмотря на множество предложений и поправок «практически ничего не добились».
– К сожалению нас ни кто не слушает и ни кто не хочет слушать, – с сожалением констатирует Лариса Харькова.
– Нас очень сильно волновало и волнует то, что посягают на нашу свободу объединений, то есть нас загоняют в определенный республиканский центр. Уже свободно любой профсоюз не может существовать, он должен быть обязательно привязан к отраслевому, территориальному, республиканскому и т. д, – продолжила рассказ профсоюзный работник о том каким образом государство намерено в еще большей степени взять под контроль общество, теперь уже в виде оставшихся независимых профсоюзных объединений.
– Это, конечно, очень жестко поступают с профсоюзами, потому что профсоюзная система и так очень плохо развита в Казахстане. Ее практически нет. Мы приняли профсоюзы советского периода. Это была федерация, которая так и осталась того периода с теми же направлениями. Меняться они ни как не хотят и работают по таким же принципам, – говорит она.
В первую очередь женщину волнует, что если закон будет принят в такой редакции, то ни КСПК, ни другие свободные профсоюзы попросту не пройдут перерегистрацию. А если они попробуют продолжить работу, то к их «услугам» поправки в Уголовный Кодекс, где незарегистрированные общественные организации приравнены едва ли ни к ОПГ. Теперь же, как считает она, государство попросту пытается монополизировать профсоюзное движение.
– Когда существует один профсоюз — это не профсоюз. Монополия она уже себя показала. Поэтому в профсоюзной среде должно быть достаточно профсоюзов, которые пусть борются за своих членов, но они должны существовать и не должно быть единого профсоюзного центра, – заключила Л.Харькова.
Андрей Бакаев, главный специалист по правовым вопросам Алматинского Союза Профсоюзов, обратил внимание, что работа над законопроектом ведется уже давно – с 1993 года, и в него можно было бы просто включить определенные пункты, связанные с велением времени. Вместо этого решили принять принципиально новый закон.
– Новая волна по принятию этого закона началась после статьи Назарабаева «20 шагов к обществу всеобщего труда». И причем он сам подверг работу нынешней федерации острой критике, он сказал, что профсоюзы действуют по старому советскому принципу производственно-отраслевого образца. И вот в новой редакции закона как было, как будто ни говорил ничего, опять в первой статье, в пятой, черным по белому написано, что профсоюзы действуют по производственно-отраслевому принципу, – говорит он.
И солидаризируясь с предыдущим выступающим А.Бакаев высказывается:
– Это попытка создать трудности для организаций альтернативных каких-то свободных, независимых профсоюзов. Все в законопроекте сделано под монополию одного органа — федерации профсоюзов. Этот закон нарушает все международные конвенции, к которым присоединился Казахстан.
На что Лариса Харькова сделала эмоциональное замечание:
– Это не закон, а какая-то удавка на шее! Мы уже самостоятельно не можем существовать! Лучше тогда вообще отменить и запретить профсоюзы, сказать, что нельзя их создавать. Это будет правильно.
После слово предоставили юристу Бюро по правам человека.
– Чем отличается политика того или иного государства в отношении граждан? В первую очередь речь идет о соблюдении гражданских и политических прав. Вот пример: если государство исповедует демократические принципы, оно неукоснительно соблюдают принцип наделения правом и уважения прав, то в тоталитарных странах, особенно в полицейских, руководствуются принципами ограничения и запрещения.
Для того, чтобы определиться к какому типу стран относимся мы давайте обратимся к новой редакции уголовного кодекса РК, которая прошла какое-то обсуждение и во втором чтении находится в Сенате Парламента, – предложил Ерлан Калиев.
Он вновь напомнил, что в новых проектах Уголовного и Административного кодексов лидеры общественного объединения и «а также иной участник общественного объединения, способный посредством своего влияния и авторитета единолично оказывать управляющее воздействие на это общественное объединение» наделяются особой ответственностью.
Вот почему «введение нового УК означает явную дискриминацию лидеров и участников ОО по признаку общественного положения, что прямо нарушает принцип не дискриминации, заложенный в статье 14 Конституции РК. Расширительное толкование данного понятия приведет к преследованию любых членов ОО, к которым относятся также и политические партии», – убежден юрист.
Опять же, касаясь забастовок, раньше к ответственности могли быть привлечены лица, которые используя свое служебное положение, либо путем угроз или насилия принуждают к участию в забастовке или отказу от нее. Теперь «в новой редакции звучит неназойливо так: принуждение к участию в забастовке или отказа участия в законной забастовке. И неопределено, кто конкретно. И только вторым пунктом идет «с
использованием служебного положения».
Также и со статьей 401 нового проекта УК – «незаконное вмешательство членов
общественных объединений в деятельность государственных органов». В таком случае любое ОО, включая профсоюзы, выступающее с критикой администрации или
какого-то государственного учреждения, автоматически подпадают под эту статью.
Так что, имея такое законодательство, легко можно получить ответ на вопрос: «к какому типу государства относится Республика Казахстан».
Надежд на то, что новый закон о профсоюзах не будет принят в такой формате, практически не остается. При том, что Международная организация труда, членом которой является Казахстан, подвергло законопроект тотальной критике.
В случае принятия этого реакционного, по нашему мнению, законопроекта, мы намерены подать жалобу в МОТ по нарушению прав на свободу объединения в профессиональные союзы, для вынесении Казахстану рекомендаций по устранению законодательного несоответствия Конвенции МОТ № 87, – указывается в пресс-релизе.
Независимые профсоюзные организации страны предлагают депутатам шесть ключевых требований:
– Отмену ограничений в видах создаваемых профсоюзов и профобъединений,
– Исключение обязательного принуждения вступления локальных профсоюзов в отраслевые профсоюзы, а их территориальные профобъединения в республиканское профобъединение, с указанием этого в уставах.
– Отмену навязывания республиканскими профобъединениями спускаемых профсоюзам сверху программ и мероприятий,
– Отмену устанавливаемой монополии на представительство на отраслевом уровне социального партнерства, только одному виду профсоюзов – отраслевому профсоюзу, исключающему привлечении к диалогу отраслевых профобъединений,
– Право профсоюзов, самим определять структуру профсоюзов.
Вряд ли, конечно, депутаты обратят внимание на глас общественности, но для этого у Международной организации труда существуют и другие инструменты влияния на те страны, где права рабочих нарушаются не только фактически, но и на законодательном уровне.