14 мая Серик Казакпаев, гражданский и экологический активист из пригородного посёлка Тастыбулак, расположенного при Аксайской детской больнице в Таусамалском сельском округе Карасайского района Алматинской области, пригласил журналистов и правозащитников на месте ознакомиться с тем, как нарушаются права жителей посёлка на человеческие условия жизни и наносится ущерб окружающей среде и историко-культурному наследию.
В вышеназванной равнинно-предгорной местности по южной стороне Каргалинского шоссе издавна находились древние курганы, не раз обследованные археологами и отнесённые ими к сакской культуре бронзового века. Однако за многие десятилетия, ни за последние годы эти курганы так и не были музеефицированы и сильно пострадали ы последние годы от деятельности застройщиков, а самый большой курган на днях был и вовсе срыт бульдозером подчистую.
Ещё вчера здесь был курган, простоял две с половиной тысячи лет.
В 30-х годах прошлого века недалеко в нескольких километрах от этого места возник большой посёлок Верхняя Каменка, ставший центром сельсовета, ныне это Таусамалский сельский округ, состоящий из нескольких больших и малых посёлков с общим населением 30 тысяч человек. В 1956 году недалеко от Верхней Каменки и в непосредственной близости от курганов была построена Республиканская детская клиническая больница «Аксай», на огромной территории которой был разбит парк, годы спустя принявший местами вид лесопарка или даже леса. При этом густая растительность частично скрыла под собой курган, зачастую их было видно с дороги, но они хотя бы сохранялось.
В одно время с Аксайской детской больницей при ней возник и маленький посёлочек из нескольких десятков одно- и двухэтажных 2-8-квартирных домов, населённый работниками больницы. Долгое время не имевший даже своего названия – почтовые адреса у жителей звучали как «РДКБ ”Аксай”, дом номер такой-то», и лишь в недавние годы прибольничный посёлочек административно приписали к большому посёлку Тастыбулак, находящемуся в нескольких километрах северо-западнее по другую сторону Каргалинского шоссе.
Общая территория больницы, парка при ней и вокруг неё, курганов и посёлка составляла 27 гектаров. Теперь же, после всех приватизаций, изменений статуса лечебного учреждения и массовых сокращений персонала, территория больницы уменьшилась до 7 гектаров и была огорожена монументальной стеной из камменных блоков, каковое фортификационное сооружение разрубило на две части старинную аллею, составлявшую раньше самый прямой путь к посёлку, а теперь недоступную для прохода его жителей. Даже те немногие из них, кто продолжают работать в больнице, вынуждены делать кружный путь от дома до больничной проходной.
Раньше, во времена симбиоза посёлка с больницей, в их домах жителей были общие с лечебным заведением водопровод от местного водозабора и центральное отопление от местной же котельной. Теперь, после «развода» больницы с посёлком, соответствующие коммуникации перерезаны, а жители посёлка вынуждены были перейти на печное отопление и доставку воды ведрами из единственной колонки.
Вот как больница отгородилась от поселения своих бывших работников,
которым теперь не проехать и не пройти.
На своей территории, внутри периметра «берлинской стены», администрация больницы, надо отдать её должное, поддерживает свою часть парка в приличном состоянии, а вот за углом своей ограды в другой части парка устроила мусорную свалку. Но главным врагом и уничтожителем оставшейся части лесопарка выступает даже не сама больница, а незаконно облагодетельствованные некогда одним из прежних главврачей анонимные собственники земельных участков и застройщики оных. Год за годом они откусывают от лесопарка гектар за гектаром, сплошняком вырубая старые тенисты деревья и возводя на их месте роскошные особняки, а вокруг них – монументальные стены по примеру возведённой вокруг больницы.
Один из захваченных участков: дом строить и не начинали, зато возведена стена
и вырублены все деревья.
В результате этих «огораживаний» проход и проезд жителей посёлка от шоссе становится ещё более затруднённым, а теперь «петля обхода» грозит достигнуть полутора или двух километров. По этому поводу жители посёлка обращались во все экстренные службы – полицию, «скорую» и пожарную: мол, вам же теперь к нам не доехать! Во всех этих службах им сочувствуют, но сделать ничего не могут.
Также по этому вопросу вкупе с вопросами о тепло- и водоснабжении, о мусорной свалке, о вырубке оказавшейся бесхозною части парка и о сохранении исторических курганов жители посёлка много раз обращались во все органы власти – окружной, районный и областной акиматы, в районную, областную и даже Генеральную прокуратуру, а также к общественным организациям и СМИ.
Как водится, большинство полученных ответов из органов власти – пустые отписки, однако есть и исключения – как например, недавний ответ из Генпрокуратуры о необходимости приостановления строительных работ в парке до получения результатов археологического обследования курганов. Имеется также заключение Института археологии о том, что данные курганы должны быть сохранены.
Что же касается общественных организаций, то некоторые из них принимали близко к сердцу проблемы жителей Тастыбулака и поддерживали их борьбу за достойные условия жизни. Больше всего делает для этого экологический союз «Табигат», активистом которого стал и сам Серик Казакпаев, неформальный лидер тастыбулакцев. В разные годы, начиная с 2009-го, экосоюз «Табигат» несколько раз помогал местным активистам организовывать как публичные акции против хищнической вырубки и застройки, так и субботники по посадке деревьев на месте вырубки.
Последнее относится к маленькому, не больше одного гектара, участку парка на самом дальнем его конце, непосредственно примыкающему к домам посёлка, однажды летом группа неизвестных мужчин с электропилами вырубила кучу деревьев и тут же другая такая де бригада начала возводить фундаменты. Получив от жителей Тастыбулака крик о помощи, председатель «Табигат» о помощи, председатель экосоюза «Табигат» Мэлс Елеусизов поднял на ноги всех и вся и каким-то образом смог остановить работы. На месте событий в тот день состоялся экологический митинг жителей посёлка с участием большого числа НПОшников из города и в присутствии журналистов (в том числе и нашем).
Тогдашний застройщик, как выяснилось, не имевший вообще никаких, хотя бы даже липовых, документов на отчуждение земли и разрешения на отчуждение снос деревьев и строительство домов, попросту ретировался, а жители посёлка сообща выкорчевали уже залитые фундаменты, а них месте устроили детскую площадку. Следующей весной вокруг неё те же местные активисты при поддержке с участием того же «Табигата» плюс лидеров оппозиционных политпартий высадили большое количество деревьев. Посадки эти принялись, сейчас уже выглядят как давно растущие, детская площадка функционирует, и больше никто из застройщиков на этот участок не покушался.
Часть парка, которую тастыбалкцам удалось отстоять.
Сейчас эти весь Таусамалский сельский округ пребывает в правовой неопределённости по поводу вывода его территории из Карасайчского района области и включения в Ауэзовский район города. Решение об этом вроде бы уже принято, но актов приёма-передачи ещё никто не видел, и как долго продлится переходный период, никто не знает, при этом ожидают резкого повышения цен на недвижимость и землю под ней. Именно с этой правовой неразберихой Серик Казакпаев связывает резкую активизацию незаконной деятельности порубщиков и огораживателей – спешат поставить город перед фактом.
Сам же он пытается соотнести плюсы и минусы превращения пригородного села в район мегаполиса применительно к родному сообществу – легче или труднее будет овевать за общественные интересы и жизненные права.
Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ
(фото автора)
а)