Легкий сбой в системе

15.05.2014

Журналист и гражданский активист из Алматы Андрей Цуканов остался без миллиона тенге, но зато с непоколебимой уверенностью, что в этой стране слово «закон» – пустой звук, особенно, когда дело касается проявления хоть малейшей общественной активности.

 

Сегодня судья Алмалинского районного суда № 2 г-н Жексембиев в полном объеме отказал от удовлетворения иска в размере миллиона тенге к Департаменту внутренних дел города, ответственного за своих сотрудников Жетысуского районного управления полиции, незаконно задержавших, изъявших вещи и еще нанесших телесное повреждение журналисту 20 февраля этого года.

 

В тот день вместо встречи общественности с акимом Алматы Есимоввым журналиста Андрея Цуканова доставили в отделение полиции. Основанием послужило частное обвинение в клевете небезызвестного представителя «золотой молодежи» Максата Усенова, сбившего на своем BMW шестерых прохожих, один из которых скончался. Сын бывшего чиновника из Астаны скрылся с места преступления. Тем не менее «суровый» административный суд г.Алматы вынес решение: арестовать Усенова-младшего на 45 суток с лишением водительских прав на два года. Его пребывание в спецприемнике совпало с нахождением там очередных «политических» – на этот раз блоггеров, поведавших о том, что сыну чиновника в месте отбывания наказания были созданы особые условия. Об этом же сообщил на своей странице в Facebook и Андрей Цуканов, что и послужило юридическим поводом для его задержания.

 

Однако, очевидно, что таким образом силовики применили традиционную схему «ограничения» горожан от участия в мирных протестных акциях или встречи с чиновником, как это и произошло в случае с Цукановым.

 

Правда, на этот раз полиция почему-то отошла от схемы. Несмотря на выписанную и врученную А.Цуканову повестку прийти в Жетысуское РУВД для дачи объяснений, утром он был схвачен во дворе четырьмя стражами порядка и насильно доставлен в отделение полиции, куда он и так намеревался прийти в назначенное время.

 

В РУВД Андрей Цуканов не только лишился личных вещей – видеокамеры и мобильного телефона, но и получил травму головы. Согласно полицейского протокола, «гражданин Цуканов вел себя агрессивно, угрожал, материл полицейских» и вдобавок стал «биться головой об стол», что якобы и послужило причиной травмы. И хотя по заявлению Усенова в действиях Цуканова не было найдено состава преступления, однако в тот же день в Административном суде Алматы (ранее осудившего «гонщика» Усенова) Андрей Цуканов был осужден на 15 суток за неподчинение законным требованиям полиции. И еще трое суток судья накинул от себя.

 

Не новость, что казахстанские полицейские зачастую действуют по принципу «сила есть – ума не надо», но когда дело касается журналистов и общественных деятелей у них срабатывает чувство самосохранения. И потому таких задержанных или вовсе не бьют (если нет указки сверху), или если бьют, то не больно.

 

 Во-первых, я отказывался выкладывать вещи из карманов, потом – требовал громким голосом адвоката, требовал встречи с дежурным прокурором (которых ему не предоставили –А.Г.). Ну, они, наверное, привыкли, что люди, когда к ним попадают, то все трясутся, все боятся, и вот так вот покорно исполняют все. У них, наверное, сбой в системе случился, и они решили меня проучить таким образом. Никаких других объяснений у меня нет, – высказывает свою версию относительно того, зачем понадобилось его еще «прикладывать» головой об стол Андрей Цуканов.

 

Отсидев срок, А. Цуканов обратился с иском к ДВД, требуя от организации миллион тенге в счет возмещения морального вреда. Помимо незаконного задержания и изъятия вещей, нанесения побоев, у него были удалены файлы из камеры и телефона, впоследствии возвращенных администрацией спецприемника. Но до этого жалоба на жестокое обращение ушла в районную прокуратуру, которая до сих пор рассматривает заявление.

 

Судебное рассмотрение, по факту уложившееся в три дня, не принесло никаких сюрпризов.

 

Зачем было насильно доставлять человека в РУВД, который и так имел на руках повестку и не собирался уклоняться от вызова (при том, что частное обвинение в клевете не предусматривает особой опасности для общества обвиненного) – без ответа. Также как и отсутствие обоснования принудительного привода в материалах дела. Разве что, конечно, если не было крайней необходимости не допустить Цуканова до встречи с акимом Есимовым.

 

Судье это показалось абсолютно неинтересным.

 

Редкий случай, но на суд все же помимо представителя ДВД пришли четверо полицейских, чьи фамилии фигурировали в протоколах. Однако же поскольку полицейские не имеют привычки представляться, то и задержанный не мог определить, кто именно является непосредственным обидчиком. И из четверых стражей порядка – свидетелей того инцидента, пришедших на суд – допросили двоих дежурных, которые по большому счету были не при делах. Но и они утверждали, что слышали как Андрей Цуканов «показал недовольство, матерился, угрожал, силу к нему не применяли». Как водится, на этом судебное следствие завершилось, и, несмотря на известную репутацию казахстанских полицейских, суды, имеющие схожую репутацию, принимают на веру любые показания стражей порядка. Так что здесь никакого отклонения от схемы не произошло. Хотя в отделениях полиции стоят видеокамеры, а в спецприемнике Андрея Цуканова сфотографировали, хотя бы чтобы обезопасить уже себя от обвинения в нанесении ему побоев в месте содержания под стражей.

 

Опрашивать двоих непосредственных участников судья посчитал лишним. В том числе и полицейского Сейдахметова, который, со слов Цуканова, и применил силу.

 

Остался в стороне и момент изъятия вещей журналиста, нигде не зафиксированный.

 

Прокурор согласился с мнением представителя ДВД, что сотрудники полиции действовали по закону и «законные интересы Цуканова не нарушены».

 

В свою очередь судья, кажется, тоже легко согласился с мнением прокурора, из-за чего результат судебных слушаний оказался столь предсказуем.

 

И хотя Андрей Цуканов остался без миллиона (на который он не сильно-то рассчитывал), зато может считать, что еще легко отделался в тот зимний день – в какой-нибудь другой стране, подобной Казахстану, его могли просто отвезти в лесополосу и дальше все зависело бы от степени беззаконности конкретного государства. А здесь, по крайней мере, обошлось без особых травм, и кое-где даже применялось законодательство, по крайней мере, на бумаге.

 


Добавить комментарий