В Медеуском районном суде Алматы продолжается судебное разбирательство по частному обвинению Есенгазы Куандыка, профессора, доктора исторических наук, автора учебников «История Казахстана», «Основы политологии», окончившего международную школу политологии за рубежом, имеющего около 200 научных статей и публикаций, автора 5 монографий.
До этого момента экс-преподаватель никогда не привлекался к административной и тем более к уголовной ответственности, однако теперь вынужден защищать свое доброе имя через суд. Руководство КазНТУ им Сатпаева на основании инициирования (неизвестными лицами) заявления студентов, обвинивших его «в аморальном поступке», уволило профессора по статье.
Профессор был уволен более трех лет назад и с тех пор не может устроиться на работу, поскольку, с его слов, руководство вуза выписало ему «волчий билет».
Причем после того как Е.Куандыка уволили в первый раз, он смог добиться через суд о восстановлении на работе. Тогда через семь месяцев после решения суда поступил иск от студентов вуза, требующих запретить своему наставнику возвращение в стены альма-матер. Однако и на этот раз суд оправдал «неудобного преподавателя», обвиненного на сей раз в оскорблении. Второй иск поступил от его коллег – проректор вуза и два директора научных институтов обвинили Е.Куандыка в клевете. И вновь суд принял сторону профессора.
«Меня обвинили в том, что я, преподавая, не руководствовался силлабусом, который изобилует ошибками. Заочно составили ложные акты, что я якобы не явился на работу. Организовали против меня жалобы преподавателей кафедры, которые дважды: (первый раз – 52 человек, потом – 47 преподавателей кафедры) подписались на акте и просили меня уволить с работы, не имея на то законных оснований. По их словам лишь только за якобы «нагнетание морально-психологической обстановки на кафедре, недостойное поведение». Все это напоминает репрессии 1937 года», – написал Е.Куандык в своей жалобе на имя президента Казахстана.
Якобы причиной для увольнения послужило письмо с критикой работы премьер-министра Карима Масимова в его прежнюю премьерскую бытность. Со слов г-на Куандыка, письмо было организовано неизвестными, которые включили в него подписи студентов, впоследствии обвинивших профессора в том, что это он направил их для включения в документ и, следовательно, явился инициатором послания.
В ходе прошедшего судебного заседания выяснилось, что в деле отсутствует оригинал жалобы студентов на профессора руководству КазНТУ, послужившей в дальнейшем одним из основании для увольнения. Более того, по мнению частного обвинителя Е.Куандыка, подписи студентов под этим заявлением были кем-то сфальсифицированы. Суд по этому поводу в качестве свидетеля защиты допросил юриста КазНТУ Мукашева, который на вопрос предоставления оригинала этого заявления и его местонахождения затруднился ответить. Опять же на всем протяжении судебного разбирательства, несмотря на неоднократные извещения на протяжении месяца судом о явке ответчика, ключевых свидетелей, а также подписантов, адвокат стороны ответчика аргументировал их систематическую неявку рядом причин. В одном случае ответчица якобы сослалась на состояние здоровья (согласно двум справкам, предоставленных суду, в качестве уважительной причины была обозначена… недельная беременность). С учетом истекшего времени вторая справка гласила уже о 8-10 недельной беременности ответчицы. Что же касается студентов-подписантов скандального заявления, то они со слов представителя КазНТУ, в связи с производственной практикой находятся «далеко за пределами города». В связи с этим суд был вынужден продлить процессуальные сроки рассмотрения данного обвинения и обязал представителя вуза все же обеспечить явку студентов к следующему судебному заседанию, предварительно назначенному на 8 мая 2014 года на 14.30.