Вечером 15 апреля в Алматы после отложенного судебного процесса по обвинению общественного деятеля Мурата Телибекова в клевете, он был задержан полицейскими и доставлен в Бостандыкское управление внутренних дел. Там ему вменили участие, а точнее публикации и комментарии в интернете от имени общественного движения «Демократический Казахстан», что согласно Кодекса об административных правонарушениях является нарушением закона.
Само задержание, со слов Мурата Телибекова, больше «походило на похищение», поскольку стражи порядка отказались объяснять, по какой причине его везут в РУВД и запретили пользоваться мобильной связью. Впрочем, такой практикой со стороны полицейских в Казахстане никого не удивишь.
Применение статьи 374-1, к счастью, достаточно редкая практика. Тем не менее, ее достают из запасников, когда нужно «загасить» досаждающую властям общественную инициативу или вывести с предвыборной гонки оппозиционную партию, как это было с Компартией во время последних парламентских выборов.
Новая общественная инициатива «Демократический Казахстан» является коалицией ряда организаций и гражданских активистов, в ее состав вошли Рабочее движение Казахстана «Солидарность», Комитет бездомных и безземельных, Общественное движение «Бiрге», Союз мусульман Казахстана и Мусульманский комитет по правам человека, члены экологического движения «Табигат» и ряд отдельных активистов.
Сам Мурат Телибеков в последнее время все чаще подвергается преследованиям со стороны властей, дважды он отбывал административный арест за попытки встретиться с акимом Алматы Есимовым.
В свете нового преследования общественного деятеля силовики нарушили 1 и 2 пункты 22 статьи Международного Пакта о гражданских и политических правах, выполнять который Казахстан обязан без всяких оговорок.
Суд назначен на 21 апреля. Дело будет рассматриваться в Специализированном межрайонном административном суде Алматы, печально известном своим обвинительным уклоном в отношении общественных активистов и журналистов и игнорированием не только ратифицированных Казахстаном международных договоров, но и национального законодательства. В стенах этого суда существование Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного РК 28 ноября 2005 года, еще ни разу не было принято к сведению.