Гражданское общество превращается в уголовно-ответственную среду, которое по своему статусу приравнивается к организованным преступным группировкам. Именно такое отношение прогнозируется активистами общественных организаций и профсоюзов, если проект нового Уголовного кодекса будет принят в его сегодняшнем виде.
Свою тревогу в отношении новых задумок, направленных на подавление социальной и политической активности населения страны, что содержит в себе проект Уголовного кодекса, озвучили в Алматы на пресс-конференции в пресс-центре Бюро по правам человека представители общественных организаций – Общества молодых профессионалов Казахстана, Профсоюза работников образования г.Алматы, Социалистического движения Казахстана и ОО «АРД». Еще один заявленный участник – руководитель профсоюза Алматытеплокоммунэнерго был срочно вызван на переаттестацию, именно на время запланированной пресс-конференции.
Проекты Уголовного, Административного и Уголовно-исполнительного кодексов были подвергнуты критике разными сторонами – экспертами в области юриспруденции, адвокатами, гражданским сектором, но пока что всё указывает на то, что новые законодательные своды могут быть приняты в таком виде, в каком они есть сейчас.
И на последней пресс-конференции ее участники обратили внимание на ряд положений, которые, на их взгляд, могут поставить крест на гражданском секторе.
А уже сегодня, в среду, в Мажилисе пройдут вторые слушания по новому проекту УК, где существенно ужесточается ответственность граждан за их излишнюю активность – уголовным деянием становятся руководство незарегистрированными НПО и профсоюзами, участие в мирных протестных акциях и забастовках.
Олеся Халабузарь, руководитель Общества молодых профессионалов Казахстана, в самом начале отметила совместные заседания неправительственных организаций в консультативно-совещательном органе «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при казахстанском МИДе. Во время обсуждения неоднозначных кодексов, представители Министерства юстиции заявили о своей открытости для обсуждения внесения поправок, поступивших о «третьего сектора», однако все они остаются без внимания. «Но решение уже принято, и все поправки будут приняты, сколько бы вы пресс-конференций не проводили», – с сожалением добавила О.Халабузарь.
– Причем, интересный момент: даже фракция «Нур Отан» в парламенте согласна с нами, что нельзя уголовный кодекс применять на представителях гражданского общества ни в коем случае. Тем не менее, я уверена, что данный законопроект будет единогласно принят, – говорит она.
Серик Казакпаев, руководитель Профсоюза работников образования г.Алматы, привел мнение о свободе мирных собраний, которое несмотря на свою курьезность вполне может стать нормой в будущем.
– Фактически, под незаконные мероприятия можно подвести что угодно, даже линейку. Появится один провокатор, что-то он высказал, лозунги политические, и можно это подвести под несанкционированный митинг.
С учетом того, что несколько дней назад костанайская полиция «повязала» костанайских промоутеров супермаркета, которые несли плакаты «Требуйте скидок» и «Требуйте шоколад», разгоны школьных линеек вполне реальны.
– Многие вопросы, к сожалению, у нас не решаются другим способом, кроме как через пикеты, акции протеста. На протяжении последних пяти лет активной работы с различными проблемными районами мы на практике помогаем гражданам правильно обращаться в различные государственные органы. Раз они не реагируют, к примеру, по вертикали, по горизонтали власти, то у людей не остается другого выбора, как организованно пойти, допустим, группой граждан к акимату, к каким-то государственным органам, – констатирует Серик Казакпаев, хотя, к слову, в Казахстане на практике уже нельзя «собираться» даже по одиночке.
Прейдя к ответственности профсоюзов, Серик Казакпаев вынужден был признать:
– Фактически ограничивают функции профсоюзов. То есть получается, не может быть источник финансирования от каких-нибудь неправительственных организаций или допустим граждан, которые хотят добровольно пожертвования внести.
Он добавил, что практически большинство НПО существуют на общественных началах, и их никто не спонсирует. При этом, «политические партии не проявляют определенной эффективности, поэтому эту роль могут сыграть НПО. И эти новые ведения ограничивают возможности НПО вести свою работу по защите прав и свобод граждан».
Денис Алимбеков, руководитель общественного объединения «АРД» поведал о новом статусе НПО, если законопроект все же пройдет.
– В проекте УК очень много таких нюансов, где принято такое понятие как «лидер общественного объединения». Мы знаем в УК такое понятие, как лидер ОПГ. И «лидер ОО», как это понять? А ведь в общественном объединении все члены могут являться лидерами: кто-то лидер в том, кто-то в другом. То есть, получается, любой член ОО может считаться лидером, получается, каждый член попадает под статью 401 проекта, где штраф до 500 МРП, общественные работы и арест до 3-х лет. Также непонятна статья 403, ответственность руководства и участие в финансировании деятельности незарегистрированной организации — та же двоякая ситуация.
Двоякость в том, что после собрания инициативной группы и до регистрации организации могут пройти годы, и не факт, что организация будет зарегистрирована даже по прошествии лет. И все это время ее инициаторы ходят «под законом».
– Мы говорим о том, что УК и другие кодексы должны соответствовать международным стандартам. Ибо мы тогда одним махом сделаем три шага назад. Мы надеемся, что депутаты услышат общественность, общественные организации и примут какие-то меры в своих полномочиях, – высказал осторожную надежду Денис Алимбеков.
Представитель Социалистического движения Казахстана Алексей Нигай перешел к теме «запрещенных забастовок».
– Вообще нет такого понятия в странах, к которым стремится Казахстан и в международной практике как таковой. Это предмет разбирательств между работодателями и рабочими, вплоть до республиканского уровня. Государство тут не лезет. А по поводу беспорядков у них идут вообще другие кодексы, которые не относятся к Трудовому кодексу.
Затем он затронул «оказание содействия» организациям, нарушившим законодательство. В этом случае «под пресс» могут попасть и предприниматели, хотя бы просто сдающие в аренду помещения, которые ни сном, ни духом…
– Получается, этой статьей можно манипулировать, учитывая, как у нас идет правоприменение. Ну и само введение этих поправок не даст никакого положительного имиджа, то есть, заявляется одно – макроэкономика, мы продвинутые, мы вошли в 50 конкурентоспособных стран, а поправки идут такие, что запрет в Турции на twitter может отдыхать, – убежден социалист. По его словам, никому не хочется бастовать, однако в нашей стране процесс переговоров никак не отрегулирован и, в общем-то, неприменим. Вот почему, рабочим ничего не остается, как решать свои проблемы путем забастовок, которые, понятно, у нас в стране никто никогда не разрешит.
Как пояснил Алексей Нигай, Казахстан не оставляет попыток войти в Международную конфедерацию профсоюзов. Однако ее эксперты не так давно сами вполне обстоятельно оценили новые казахстанские кодексы и мягко дали понять, что, что с такими законами нашей стране в конфедерации делать нечего. Несмотря на это, сейчас Казахстан предпринимает попытки влезть в еще одно авторитетное международное сообщество – Организацию международного сотрудничества и развития. Однако, в первую очередь эта международная экономическая организация РАЗВИТЫХ стран, признающих принципы ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ демократии и свободной рыночной экономики. «С авторитарным стилем правления туда не берут…», – отметил Алексей Нигай.
Принятие подобных поправок в УК затормозит развитие гражданского общества, а значит, противоречит понятию правового, социального и демократического государства по Конституции страны. Как показывает жизнь, народ найдет другие более радикальные способы протеста, такие как публичные суициды, голодовки и тому подобное. Все это приведет к ухудшению инвестиционного климата и международного имиджа страны, а дальше – к ее изоляции, – говорится в заключении пресс-релиза, представленного участниками мероприятия.
Тем не менее, все последние годы Казахстан поступательно движется в обратном направлении, разве что после Жанаозена движение заметно ускорилось. И «три шага назад» – новые кодексы – вполне гармонично вписываются в курс, взятый нашей республикой.