Большой резонанс в среде казахстанских НПО вызвали относящиеся непосредственно к ним законодательные новеллы, содержащиеся в проектах нового Уголовного и Административного кодексов. Представители гражданского общества призывают депутатов Мажилиса отказаться от принятия репрессивных статей в отношении НПО. Сбор подписей под обращенеим продолжается
Воспроизводим ниже материал рассылки от общественной организации «Медиа-центр Астаны», посвящённой этому воспросу.
* * *
Готовящиеся проекты новых Уголовного и Административного кодексов в своих положениях, что касаются деятельности неправительственных и некоммерческих организаций Казахстана, нарушают право на свободу объединения, так как граждане вообще не смогут им воспользоваться из-за угрозы административного или уголовного наказания.
Генеральная прокуратура как разработчик новых кодексов предлагает наказывать НПО за «вмешательство в деятельность государственных органов», что на деле может означать за критику их деятельности. Беспрецедентные ограничительные меры связаны также с вводимым новыми поправками статусом «лидер общественного объединения» и «деятельность НПО, не прописанная в их уставе».
Понятие «лидер общественного объединения» будет считаться отягчающим обстоятельства по ряду статей. Но совершенно непонятно, с чем связано это селективное правосудие, и почему лидеры НПО должны считаться более опасными, чем другие лица, когда они организуют экстремистские или террористические группы, или распространяют информацию, разжигающую социальную или национальную рознь.
Не менее шокирующая статья – «совершение руководителями, членами общественного объединения либо общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных уставами этих общественных объединений». Например, если образовательный центр решил помочь детскому дому или стал участвовать в компании по охране окружающей среды, то он будет оштрафован. Причем наказание понесут и руководитель, и члены объединения. В чем заключается общественная опасность при ведении деятельности, которая не записана в уставе – совершенно не ясно. При этом коммерческие предприятия, а также физические лица Казахстана могут вести любую, не запрещенную законодательством деятельность.
Еще одно нововведение – уголовное наказание за «незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов». Определение этого преступления очень расплывчато. Будут ли критические замечания в сторону государственных органов или государственных служащих считаться «вмешательством»? И как много зафиксировано случаев на территории Казахстана «вмешательства» НПО в деятельность чиновников? Совершенно очевидно, что данная статья дискриминирует НПО безо всякого рационального обоснования.
Новые законы запрещают создание неформальных объединений, что противоречит самому принципу свободы объединений, духу концепции Правовой политики и Международным документам, к которым присоединился Казахстан.
Несмотря на то, что в Казахстане сформировано самое сильное и надежное гражданское общество в Центральной Азии, а наша страна стремится войти в тридцатку развитых стран мира, новые законодательные инициативы могут жестко обрубить развитие гражданского сектора.
Сегодня большинство НПО уже подписали обращение к депутатам о необходимости пересмотреть проекты уголовного и административного кодексов и отказаться от введения репрессивных мер в отношении НПО. Мы призываем вас поддержать инициативу и не допустить принятия недемократических и абсурдных мер «профилактики».
Проголосовать за отмену антидемократичных поправок можно здесь http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=966, либо выслав письмо поддержки на адрес z.battalova@mail.ru
Подготовлено по материалам электронной рассылки
Медиа-центра Астаны от 18.03.2014