Недавно уважаемый мною российский кинорежиссер Александр Сокуров публично высказался о возможности войны не только с Украиной, но и с Казахстаном. По причине того, что из Казахстана постепенно вытесняется русскоязычное население, что люди оттуда бегут в том числе и из-за того, что там введен запрет на русский язык. И что об этом в Казахстане русские боятся говорить вслух.
Я вполне допускаю, что Александр Николаевич был искренен в своей тревоге за соотечественников в Казахстане. И им двигало исключительно желание им помочь. За это ему, конечно же, нужно сказать большое, сердечное спасибо. Но у этой помощи есть и оборотная сторона, о которой я бы хотел поговорить отдельно.
Проблемы у русских в Казахстане, конечно, есть, в том числе в части русского языка. Правда, на мой взгляд, они на порядок меньше тех проблем, какие имеет казахский язык, но тем не менее они есть. Да и как может быть без проблем. Но это наши внутренние проблемы, казахстанские. Соответственно, мы, казахстанцы, должны их решать сами. И это очень принципиально.
Потому что, как только в решении казахстанских проблем начнут принимать участие русские из России, у русских в Казахстане могут возникнуть еще большие проблемы. Пример русских из юго-восточной Украины, пожелавших воспользоваться «помощью друга» в лице Путина, наглядно показывает, во что это может вылиться. Отсюда напрашивается вопрос: а нужны ли русским Казахстана такие друзья с их откровенно нацистскими повадками?
«Как же так?!» – возмущенно воскликнет несколько миллионов казахстанских русских с характерным антиукраинским блеском в глазах! Путин – это наша защита от набирающего силу казахского национализма. Да без Путина нас завтра здесь… как в Украине!!! И это притом, что о происходящем в Украине они знают с подачи российских СМИ, обслуживающих Путина, то есть не знают ничего. Но о том, как эти самые российские масс-медиа обманули всех и вся, – это отдельный разговор.
А что, собственно, может случиться такого ужасного завтра, чего так настойчиво боятся русские в Казахстане? Заставят учить казахский язык, запретят говорить на русском, перестанут принимать на работу, начнут избивать казахские скинхеды, поместят в резервации? О чем речь? Из всего списка националистических ужасов пока маячит только обучение государственному языку.
Но так ли это ужасно? И потом это явно не тот случай, когда нужно кричать об ущемлении прав и притеснении. Я всё понимаю – нет времени, неохота, да и необходимости в этом серьезной нет. Не хочешь – не учи, есть такое право. Благо всё вокруг на русском. Притеснения здесь где?! Я думаю, многим русским трезвее нужно смотреть на реалии, адекватнее воспринимать ситуацию. Не нужно нагнетать, пугая себя и окружающих.
Что такое казахский национализм, которым русские пугают друг друга уже более двадцати лет? В политическом смысле казахский национализм еще ребенок, который делает свои первые шаги. Тех немногих, кто сегодня провозглашает лозунги казахского национализма, можно на пальцах одной руки пересчитать. Они вне власти, у них нет партий, нет СМИ, нет серьезных организаций, нет финансирования. Они на митинг больше 300 человек собрать не могут! О какой угрозе национализма речь?!
Конечно, встречается и бытовой национализм, но это было, есть и будет, причем в любой стране мира. Это тоже абсолютно не повод для криков о притеснении русских.
Да, в Интернете можно встретить откровенно нацистские рассуждения комментаторов. А где их нет? В России, Германии, Норвегии? И что с того?! Больные на голову есть везде.
Куда более интересно, каким будет казахский национализм? Это важно, учитывая, что процесс его становления будет продолжаться и в будущем он вполне может стать самодостаточным игроком на политическом поле. И если процесс пойдет в цивилизованном русле, то в этом нет ничего угрожающего для русских.
Глупо вопить: «Мы заставим вас учить наш язык!» Это не тот путь, каким можно прийти к гражданскому консенсусу. Казахский язык станет востребованным в Казахстане (а) если ему будут учить, а не имитировать изучение в школах; (б) если появится сфера его применения в политике, общественной жизни, науке, искусстве, на производстве; (в) если на нем появится продукт (художественный, интеллектуальный, научный, технический), который будет востребован.
Хотим работать в этом направлении – вперед: требуем этого от власти. Это и есть нормальный цивилизованный национализм. Нет – продолжаем винить русскоязычных за их нежелание учить казахский язык и требовать применения в их адрес мер принуждения. А вот это уже называется по-другому. Тупо принуждать учить государственный язык тех, кто вырос в стране, где все говорили на другом языке, – это не национализм, а нацизм.
А вот обеспечить обязательное и РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ обучение этому языку в школах – это норма, которую национализм должен требовать от власти. Но у нас такого национализма пока нет, и поэтому школьники в большинстве своем не белмесын.
Создание условий, стимулирующих изучение государственного языка для желающих сделать карьеру, продвигаться по служебной лестнице, – разве это не национализм? Проведение целенаправленной государственной политики по развитию государственного языка, созданию высокохудожественных фильмов, пьес, национальной оперы, книг, песен – это тоже национализм, никого не ущемляющий, но способствующий решению поставленной задачи.
Есть два вида национализма. Первый – это когда претензии предъявляются к ВЛАСТИ по поводу ущемления (ограничения, несоблюдения) прав человека в этнополитической сфере. Второй – когда эти же претензии предъявляются к ДРУГИМ ЭТНОСАМ. В первом случае виновным объявляется власть и весь негатив адресуется ей, во втором – крайними оказываются все те, кто иной национальности.
В этом плане очень показательна позиция Дмитрия Демушкина, кондового русского националиста, считающего, что главным врагом русских является Путин, который не хочет учитывать интересы русских в России, но при этом готов развязать войну ради защиты прав русских в Украине.
То есть сегодня в России есть два национализма: это путинский, основанный на ненависти ко всему чужому, будь то американцы, европейцы и все «понаехавшие», и национализм, видящий проблему русских в нынешней власти, не желающий решать проблем русских в самой России.
Важно понять принципиальное различие национализма и нацизма. Если проблемы своей нации пытаются решать за счет ущемления, ограничения и несоблюдения прав людей из других этносов – это нацизм. Но если проблемы своей нации решают при помощи грамотной государственной политики, ориентированной на улучшение жизни нации, не ущемляя при этом интересы проживающих рядом других этносов, – это национализм. Разумный, взвешенный и ориентированный на поддержание социально-политической стабильности.
Сегодня важно, чтобы развитие казахского национализма пошло в формате «национализма для казахской государственности», а не «национализма против неказахов». Среди тех, кто позиционирует себя националистами, я вижу трезвомыслящих людей, склоняющихся к цивилизованному демократическому национализму. Если это так, то такого национализм не нужно бояться, его русским нужно всячески поддерживать.
В нынешней ситуации многое будет зависеть от того, как поведут себя казахстанские русские в своем отношении к этому национализму. Если поддержат (как это имеет место в Украине, Грузии, Молдове, прибалтийских республиках) – будем иметь национализм европейского типа. А это безусловное уважение прав человека, уважение к закону и толерантность. Но если безоговорочно запишут такой казахский национализм во враги, то есть риск скатывания его в формат «национализма против неказахов». Так что каким быть национализму в Казахстане, во многом зависит от русских, их позиции, политической трезвости и гражданской активности.
Сергей ДУВАНОВ
Публикация на интернет-портале «Республика» от 13.03.2014
<http://proxy–online.net/browse.php/YWSsxCwr/KpJJWHoM/HMB2xodm/fWNT8Ph7/w0cz3wA_/2BYL PmsV/Moq2c1x3/0VnA_3D_/3D/b5>
* * *
По следам обсуждения
Спасибо всем за искреннее и заинтересованное обсуждение моей статьи. Я рад, что в целом мои мысли находят понимание и поддержку. Это вселяет надежду, что наш казахский национализм в его цивилизованном формате будет правильно воспринят и русскими.
Отклики на статью “Какого национализма нужно бояться русским в Казахстане?” показали, что есть и те, кто предпочитает формат национализма, ориентированного на принуждение. На мой взгляд, сегодня это очень опасно, потому что эти люди будут мешать процессу понимания и сближения между этносами, подталкивая часть русских и русскоязычных в сепаратизм и к поискам поддержки у Путина. Он, конечно, защитит, но чем эта защита обернется для всех живущим здесь, страшно представить.
Сегодня категоричные заявления националистов типа “Вы обязаны знать государственный язык страны проживания” при всей их актуальности, делают черное дело. Объективно они вносят раскол в общество, создают нервозность и неуверенность, дают повод для различный инсинуаций по поводу ущемления прав русских в Казахстане. Чем громче будут звучать подобные призывы, тем больше будет мотивация у русскоязычных казахстанцев обратиться за помощью к Путину.
Мне вообще не понятна зацикленность наших националистов на языке. Для них это некая лакмусовая бумажка проверки на гражданственность. Как сказал один из них – проверка на вшивость. Договорились до того, что оказывается патриотом можно быть, только зная казахский.
А те миллионы наших соотечественников, которые не знают языка, но работают на ее благополучие, – они кто? А русскоязычные спортсмены, прославляющие нашу страну на Олимпиадах и спортивных соревнованиях, – они тоже не патриоты? Или для них сделаем исключение?
Так вот, я не хочу исключений, я буду патриотом Казахстана на русском языке. И не нужно меня в этом укорять и тем более мешать. Это моя страна, и я сам решу, на каком языке мне ее делать сильной, цивилизованной и благополучной.
Да, есть такая проблема (незнание казахского русскими), но, во-первых, она вполне разрешима, так как нет НИКОГО, кто против, а следовательно вопрос только в том, чтобы ВСЕРЬЕЗ этим заняться на государственном уровне (о чем я как раз и написал в статье). А во-вторых, не нужно сегодня эту проблему превращать в ПУГАЛО для тех, кто ментально еще не дозрел до того, чтобы называться казахом (таких, как я, спокойно к этому относящихся, среди русских пока не так много).
Неужели так трудно понять, что основная проблема не в языке, а в том, насколько человек идентифицирует себя с этой страной, как с Отечеством. Проблема на самом деле в психологии квартирантства очень многих русских и других этносов. С такой психологией человек не может быть полноценным гражданином страны. Он квартирант! Проблема Украины возникла из-за того, что власти и националисты сделали квартирантами половину страны. Вот они и решили отделиться.
Однако квартирантство не преодолеешь изучением государственного языка. Более того, само изучение языка является производным от полноценного гражданства. Зачем стране квартиранты, пусть и знающие госязык? Националисты берутся за решение проблемы не с того конца. Они ставят телегу впереди лошади и погоняют «Но-о-о»! Да хоть закричись!
По мне так лучше пусть человек не знает госязыка, но зато с гордостью и любовью произносит сакральную фразу “Мой КАЗАХСТАН”. Вот с чего начинается истинный патриотизм. И не важно, на каком языке звучат эти слова. Если это будет, то язык дело наживное.
В нынешней ситуации нужно выбирать. Либо мы начинаем ПРИНУЖДАТЬ и рискуем получить в лучшем случае гражданское противостояние и массовый исход русских, а, в худшем вмешательство России, которая в рамках выдвинутого лозунга “Мы своих не бросаем” придет защищать своих соотечественников.
Либо мы культивируем традиционные для Казахстана дружеские и толерантные отношения между проживающими этносами, формируем патриотизм в его гражданском понимании, предполагающем, что всякий гражданин Казахстана это вообще-то казах. И параллельно создаем все условия для того, чтобы казахский язык не находился в ущемленном положении и стал полноценным инструментом общественной жизни. Это для тех, кто боится потерять свою казахскость.
Теперь для тех, кто беспокоится за свою русскость. Хватит уже бояться националистов. В любой европейской стране они есть, и никто их не пугается и не спешить обозвать фашистами. Будут они и у нас. Это норма. Вопрос в том, какие это будут националисты: либо те, кто считает, что Казахстан это только их страна, а все остальные на птичьих правах. Либо – Казахстан это страна тех, чьим трудом и любовью он живет.
Думаю, что нам предпочтительнее национализм, признающий высшей ценностью процветание Отечества без дележа граждан по этническому признаку. По крайней мер я стою на этих позициях и буду их отстаивать всегда.
Сергей ДУВАНОВ
Публикация на интернет-портале «Республика» от 14.03.2014