Объявление: Требуется врач – дерматовенеролог на аттестованную должность в учреждение ЛА-155/18 (исправительное учреждение). Требования: возраст до 25 лет (!!!). Также в эту же колонию требуются врачи – психиатр, рентгенолог, терапевт, физиатр, возраст опять же до 25 лет. Или другое объявление: требуется воспитатель в SOS-Детская деревня Алматы. Требования: педагогическое образование, женщина, возраст 25-45 лет, незамужняя, вдова или разведенная…
Сегодня во время пресс-конференции активисты общественного объединения «Гражданская оборона» Андрей Ушаков и Дмитрий Тихонов представили предварительные результаты мониторинга объявлений по трудоустройству в рамках начатой кампании против трудовой дискриминации.
Из 2110-ти объявлений об открытых вакансиях, опубликованных в алматинских газетах с января этого года, мониторами было выявлено 190 (9%) содержащих дискриминационные требования. Чаще всего, как показали результаты, дискриминации при приеме на работу еще на стадии объявлений подвергаются люди в возрасте и… мужчины.
Помимо возрастного и гендерного неравенства было обнаружено еще одно дискриминационное, по мнению авторов отчета, требование – претенденты должны быть привлекательны внешне.
Если привести табличные данные, то 75 объявлений касалось только лиц возраста «не старше чем..», 41 –определенного пола, 9 – базировалось на привлекательной внешности соискателей, 56 – на гендере и возрасте, 6 – на лукизме (внешности) и возрасте, и, наконец, 3 – на гендере и национальности.
– Мы хотим сказать, что подобного рода ограничения наказываются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а именно, согласно статьи 7 Трудового кодекса и статьи 14 Конституции, никто не может быть подвержен дискриминации по признакам национальности, возраста, пола места жительства, религиозных и политических убеждений, – предупредил будущих работодателей Андрей Ушаков. – Однако фактическое положение дел говорит о том, что ряд работодателей, причем довольно многочисленный, абсолютно не соблюдает принципы нашего законодательства.
Помимо того, была выявлена и косвенная дискриминация – в 85-ти объявлениях о вакансиях без указания гендерного требования были изображены картинки с девушками.
– Как это ни странно, в нашем обществе гендерной дискриминации в большей степени подвержены мужчины. Допустим, из 100 объявлений с присутствием гендерной дискриминации 85% относятся к мужчинам. Может требоваться женщина, хотя ту же саму работу может выполнить мужчина, – подчеркнул А.Ушаков.
Наименьшее количество дискриминационных объявлений было выявлено в сфере производства – всего 1,6%, основная же часть нарушений пришлась на сферу предоставления услуг (как правило, на предприятия с частной формой владения) – 91,6%. Хотя, как было отмечено в самом начале, и госорганам не чужды «завышенные» требования к соискателям.
– Доходит до абсурда: требуется оператор на телефон, в ночную смену, но чтобы он был симпатичный. Зачем это ему, непонятно, – недоумевает Дмитрий Тихонов.
И все же особую озабоченность инициаторов кампании вызывает положение людей в возрасте.
– После пенсионной реформы начинает подыматься пенсионная планка выхода на пенсию, особую озабоченность нашего общественного объединения вызывает возрастная дискриминация. Согласно нашему анализу, людям старше 45 лет уже сейчас очень сложно найти работу, – говорит Д.Тихонов.
Юрист Казахстанского международного бюро по правам человека Мария Расулова отметила, что в 1998 году Республикой Казахстан была ратифицирована Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также был подписан ряд основных международных договоров. Также в этом году Республике Казахстан предстоит отчитываться в Совете ООН по правам человека и в трех комитетах ООН, включая Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации.
– На мой взгляд, данное исследование необходимо, так как будет полезно как государственным органам, так и общественности, и мне кажется, что исследование привлечет внимание к данной проблеме, – считает она.
В качестве «первой ласточки» Мария Расулова отметила недавнее действие прокуратуры г.Уральска, привлекшей к административной ответственности двух работодателей, искавших работников определенной национальности.
Хотя Андрей Ушаков, напротив, считает работу госорганов в этом направлении неудовлетворительной, по крайней мере в рамках южной столицы, вот почему «мы решили затронуть эту тему и инициировать кампанию против трудовой дискриминации», – говорит он.
Мониторинг – лишь начало кампании, как пояснили ее инициаторы во время пресс-коференции. Само изучение объявлений продлится до конца 2014-го, результатом чего может стать премия «Эксплуататор года». Помимо этого, обращения будут переданы в органы надзора, а в издания, где публикуются подобные объявления, направятся письма с разъяснениями о недопустимости таких публикаций. Итогом кампании подразумевается минимизирование подобного подхода, или даже полная его ликвидация.
В завершение был приведен еще пример. «В элитный массажный салон требуется массажистка, возраст от 18 до 25 лет, приятной внешности, можно без опыта работы». Впрочем, здесь помимо дискриминационной составляющей сама по себе напрашивается и другая статья уголовного кодекса.