«Паранойя и необратимость». О ситуации со свободой совести в Казахстане

16.01.2014

Прошедший год стал самым худшим для казахстанских последователей нетрадиционных конфессий. И речь не только об адептах новых или совсем малочисленных течений. Под совместным прессом Комитета по делам религий, полиции, Комитета национальной безопасности, судов и так и не найденных хулиганствующих элементов оказались вполне устойчивые и весьма влиятельные группы, такие как «Свидетели Иеговы», церковь «Новая жизнь», церковь «Благодать», насчитывающих в стране десятки тысяч последователей (в том числе, среди крупных бизнесменов и чиновников) и миллионы за рубежом. Баптистам, как это было при Советах, пришлось вспоминать годы гонений и опыт проведения подпольных богослужений. К нетрадиционным мусульманским группам применяется вполне традиционный подход, хорошо зарекомендовавший себя в авторитарных странах – обвинение в экстремизме, терроризме и как результат – отправка на «зону».

 

Сто сорок восемь приговоров за год

 

Авторитетная норвежская организация по защите свободы совести Forum 18 объявила Казахстан своим приоритетом 2013 года среди стран СНГ. Если в Туркменистане и Узбекистане все традиционно скверно, и на них уже поставлен крест, то процессы в Казахстане стали некоторой неожиданностью для Запада. Ведь эта страна всячески выставляет себя образцом религиозной толерантности и является местом проведения ежегодных съездов Лидеров мировых религий.

 

За истекший год Forum 18 насчитал в Казахстане, как минимум, «148 судебных решений по выплате штрафов, вынесенных в отношении 121 лица». Эти приговоры вынесены за то, что граждане без регистрации совершали религиозные обряды, занимались незаконной миссионерской деятельностью или несли слово божье, собираясь в несоответствующих местах. Совместное чтение Библии или распевание псалмов в частных домах – тоже административное правонарушение.

 

За гражданами блюдут целые команды «религиозной полиции», состоящие из сотрудников КНБ, прокуратуры, полиции и Агентства по делам религий. И нередки случаи арестов верующих или срывов богослужений, проводимые по всем правилам полицейских операций.

 

Практически обо всех приговорах и случаях преследования Forum 18 подробно писал, и полученная из Казахстана «картинка» в глазах Запада выглядит очень похожей на большевистскую «борьбу с мракобесием», что проводилась на заре Советского Союза. Разве что теперь государство выступает союзником «избранных» религий, имеющих право на существование под жестким контролем власти – суннитского Ислама, православия, католицизма и иудаизма.

 

Свободой совести озаботились казахстанский МИД и «вашингтонский обком»

 

В декабре 2013 г. в Казахстане произошло два события, на которые мало кто обратил внимание, но которые говорят о степени беспокойства за рубежом и, возможно, даже могут привести к некоторым неприятным последствиям.

 

При Министерстве иностранных дел Казахстана с периодичностью раз в месяц или в два месяца проводятся заседания так называемого Консультативно-совещательного органа (КСО) «Диалоговая площадка по человеческому измерению». В первую очередь его появление несет имиджевую функцию – МИД с гордостью отчитывается, что власти Казахстана систематически консультируются с гражданским сектором, даже с возможным воплощением части рекомендаций. На самом деле, МИД сам отбирает, какие НПО могут принимать участие в заседаниях, и с этой точки зрения претензий нет – среди них находятся как раз те организации, которые власть относит к «критиканам», или к «агентам влияния» Запада. Однако во время совещаний представителям таких НПО дозволено говорить все; то есть называть черное – черным, белое – белым. Но вот насколько государство готово на самом деле принимать во внимание критику и призывы к переменам?

 

Предпоследнее декабрьское заседание было посвящено вопросам свободы слова и свободы совести.

 

«Хотя власти Казахстана декларируют, что наше государство это «рай» для религий, хотя в стране проводятся форумы мировых религий, объявляется о том, что все конфессии признаются и уважаются, в действительности ситуация очень далека от идеальной, а за последние годы явно ухудшилась. Законодательство Казахстана, особенно после принятия Закона 2011 года о религиозной деятельности и религиозных объединениях является одним из самых репрессивных, если не самым репрессивным на всем пространстве ОБСЕ», – это фраза из выступления Евгения Жовтиса, председателя Совета Казахстанского международного бюро по правам человека, позволяющая судить о том насколько острыми могут быть дискуссии.

 

Между тем, как признается сам Евгений Жовтис, последнее заседание продемонстрировало «полнейшее отсутствие намерений со стороны государства что-либо менять в этой сфере».

 

Надо полагать, что обсуждение чрезвычайно скользких для официальной Астаны тем – свободы слова и религии – мера, скорее, вынужденная, поскольку Казахстан оказался в когорте стран, где нарушение прав человека, как минимум, в этих сферах стало системой. И работники МИДа по долгу службы первыми подпадают под огонь критики своих коллег из демократических стран и международных структур.

 

Но даже такой формат заседаний при МИДе мог не удовлетворить любопытства зарубежных партнеров Казахстана. И в декабре в стране побывала делегация Международного Круглого Стола по Свободе Религии* из Вашингтона. Команда подобралась достаточно пестрая, и при этом включившая в себя последователей тех течений, которые в Казахстане подвергаются преследованиям в первую очередь. От официальной Астаны их приняли на уровне Агентства по делам религий и МИДа, а уже потом они пообщались с верующими и правозащитниками. Определенные выводы американцы сделали, еще будучи в Казахстане.

 

Со своей стороны они пообещали предпринять определенные шаги, так как делегация имеет тесные отношения в сенате США и других государственных ведомствах своей страны. За Круглым Столом встречаются старшие сотрудники Госдепа, конгрессмены, и другие игроки, от мнения которых зависит очень многое. Чем это может быть чревато, поясняет правозащитник Евгений Жовтис.

 

– Если Конгресс США посчитает, что в той или иной стране есть грубые нарушения свободы совести, то он указывает на нарушение акта «О международной свободе вероисповедания», принятого в 1998 году. После чего конгресс просто обязан применить определенные политические и экономические шаги воздействия, вплоть до введения санкций.

 

Будет только хуже

 

По мнению председателя Ассоциации Религиозных объединений Казахстана пастора Александра Клюшева, ситуация не то что не имеет тенденций к улучшению, но, скорее, ухудшается, так как у правительства «есть намерения к пересмотру Закона о религии, но только в сторону еще большего ужесточения». Уже сейчас происходящее доведено до абсурда, и вот простой пример. Чтобы набрать минимум 50 членов для регистрации религиозного объединения, необходима какая-то миссионерская работа, которая запрещена в том случае, если объединение незарегистрировано. Получается классический замкнутый круг. Кроме того, в недалекой перспективе Казахстан ожидает тотальная религиозная цензура, когда ни один буклет, календарь, телевизионная программа или проповедь не будут допущены впредь до резолюции сугубо светского государственного органа.

 

Еще больше Александра Клюшева беспокоит растущий уровень нетерпимости в обществе в отношении последователей нетрадиционных религий. Уже сейчас пропагандистская работа поставлена таким образом, что нетрадиционные верующие воспринимаются как враги государства, и первые звоночки уже поступают из разных регионов Казахстана, когда в протестантских церквях бьют окна и распыляют едкие химикаты, а христиане из числа коренного населения сталкиваются с угрозами в свой адрес со стороны не только соседей, но и представителей госорганов.

 

При всем этом на Западе прекрасно осведомлены о происходящем в Казахстане. Просто пока не знают, что со всем этим делать: все же геополитический и экономический партнер. Но и отчетный год показал, что дальнейшее ожидание приведет к еще более печальным последствиям.

 

Среди особых «достижений» 2013 года в религиозной сфере помимо приведенного списка судебных преследований стоит отметить судебное решение о сожжении Библии (к счастью, отмененного вышестоящим судом); обвинение бывшего пастора церкви «Благодать» Бахтжана Кошкумбаева в экстремизме; обвинение журналиста Александра Харламова в разжигании религиозной розни (за то, что тот, напротив, усомнился в божественном происхождении Иисуса). Остальное – либо из разряда мелких пакостей (когда служба кришнаитов в помещении с ведома городских властей объявляется «несанкционированным митингом» или когда под любыми предлогами срывают богослужения баптистов, последователей церкви «Благодать» и церкви «Новая жизнь»); либо это государственная кампания по дискредитации тех или иных религиозных течений.

 

«Паранойя и необратимость, – так коротко охарактеризовал Евгений Жовтис происходящее в сфере религий. – При этом государство в целом продолжает оказывать поддержку и православной церкви, и Духовному управлению мусульман Казахстана. Так что тут уже встает вопрос, чтобы переписать Конституцию, согласно которой церковь в Казахстане отделена от государства, но при этом государство постоянно влезает не в свою епархию, где, по-хорошему, мало что понимает».

 

Говоря о вашингтонской делегации, то в качестве сувенира та увезла с собой школьный учебник «Религиоведения», о который было сломано немало копей. В нем детям объясняют, какие религии «наши», а какие «чужие» и «деструктивные», коих следует, как минимум, остерегаться. Определенно, делегаты из США легко смогут обнаружить в этом учебнике и те конфессии, к которым принадлежат сами.

 

ИСТОЧНИК:

Международное информационное агентство «Фергана»

www.fergananews.com/articles/8012

 

* Круглый Стол встречается каждые два месяца в здании Капитолия США, и с момента создания Круглого Стола количество участников, присутствующих на каждом заседании, возросло до семидесяти человек – представителей гражданского общества и правительственных организаций, включая старших сотрудников Государственного Департамента, Комиссии США по Международной Свободе Религии, Хельсинской Комиссии США, Комиссии по Правам Человека имени Тома Лэнтоса, Собрания Конгресса по Международной Свободе Религии, членов Конгресса и сотрудников посольств.

 


Добавить комментарий