Кто защитит защитников?

23.12.2013

«Молчание адвокатов» – такая картина может быть снята по материалам казахстанского судопроизводства, утверждает президент Союза адвокатов Ануар Тугел. Лишиться дара речи отечественные правозащитники могут после прецедента, созданного Минюстом, по иску которого суд лишил адвокатов из Восточно-Казахстанской области лицензии. Отстаивая интересы коллег и сообщества в целом, в Союзе адвокатов дошли до Верховного суда.


 


Адвокат из Усть-Каменогорска Полина Жукова вместе с коллегой защищала обвиняемого в убийстве. Суд, проходивший с участием присяжных заседателей, в течение полутора лет дважды выносил оправдательный приговор, который оба раза отменялся по протесту прокурора вышестоящей инстанции. В третий раз судья расценил заявляемые адвокатами ходатайства, которые на сегодня являются единственным инструментом защитников, как пререкание с ним и затягивание процесса. А по окончании процесса с вынесением обвинительного приговора судья направил в областную коллегию адвокатов частное определение. Президиум коллегии не усмотрел в действиях коллег какого-либо нарушения. Такое же письмо ушло из суда в департамент юстиции, а после Минюст направил в суд иск о лишении «провинившихся» адвокатской лицензии. В пылу разборок ведомство проигнорировало требования ст. 12 п. 3 Закона «Об адвокатской деятельности», согласно которому для иска об отзыве лицензии необходимо ходатайство областной коллегии адвокатов, которая в этой ситуации своих членов поддержала.


 


– На наших глазах создаются опаснейшие прецеденты. Получается, что сегодня чиновники уже могут запросто лишить лицензии любого адвоката, который добросовестно выполняет свой долг. Ведь, как видим, принципиальному правозащитнику нарваться на частное определение суда о том, что он якобы нарушил какую-то процессуальную норму – проще простого. И, что примечательно, особенно часто такое стало происходить на процессах с участием присяжных заседателей, где более-менее присутствует состязательность, и адвокаты могут реализовать больше своих полномочий. Ведь неспроста большая часть оправдательных приговоров выносится на процессах именно с участием присяжных. Кому-то это очень не нравится, – комментирует ситуацию Ануар Тугел.


 


Сдаваться правозащитники не намерены: Союз адвокатов готов поддержать интересы своих адвокатов в Верховном суде, где недавно с участием представителей Республиканской коллегии адвокатов состоялось предварительное заседание по этому процессу.


 


О другой истории – правозащитницы Майи Блащенко – «Мегаполис» писал в номере от 16 октября т. г. в статье «Арест. Ещё арест?».Напомним: в Темиртау по подозрению в мошенничестве и оказании сопротивления полицейские арестовали известного в городе адвоката и общественного деятеля. Блащенко задержали, когда она выходила из здания суда с материалами адвокатского производства, на глазах у троих её детей, двое из которых – несовершеннолетние. По словам Ануара Тугела, в ходе расследования дела Блащенко была создана целая группа спецпрокуроров, «как будто она экстремист и совершила теракт».


 


– По моему мнению, здесь обычные гражданские правоотношения, в которых доверители адвоката через суд претендуют на собственность. Какое же здесь может быть уголовное преступление? Так можно пересажать всех адвокатов и судей, а заодно и следователей с прокурорами, обвинив их в создании преступной группы, – говорит президент Союза адвокатов.


 


Как стало известно, накануне Дня независимости областной суд отменил меру пресечения для Майи Блащенко в виде ареста. После двухмесячной разлуки она смогла увидеть своих детей, но уголовное дело продолжается.


 


– Органы уголовного преследования, когда им нужно, нередко переводят гражданские взаимоотношения в разряд уголовных правонарушений. Например, норма о мошенничестве – она, как резиновая, и при желании можно криминализировать любую сделку, – констатирует Ануар Тугел.


 


Чтобы уберечь защитников от всевозможных неправовых действий своих процессуальных оппонентов и судей, использующих возможность разночтения одних и тех же законодательных норм, необходимо установить чёткие законодательные гарантии адвокатской деятельности, считает кандидат юридических наук Ануар Тугел.


 


– Такими гарантиями должен быть, во-первых, запрет на оперативно-розыскные действия правоохранителей в отношении адвокатов при осуществлении ими своей деятельности. Второе – уголовное производство в отношении адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность, должно проводиться только на основании постановления руководства Генеральной прокуратуры. Третье – обыски, выемки, изъятие адвокатского делопроизводства необходимо запретить, предусмотрев серьёзную ответственность за нарушение этого запрета, – уверен глава адвокатского объединения.


 


Президент Союза адвокатов видит в наступлении чиновников на адвокатуру угрозу и для других институтов гражданского общества,


 


– Де-юре адвокатура – это независимая, самоуправляемая, самофинансируемая организация. Но о какой независимости может идти речь, если на основании частных определений суда департаменты юстиции, без мнения коллегий адвокатов практикуют отзыв адвокатской лицензии?!Так дойдёт до того, что у нас адвокаты вообще станут молчать на процессах и не смогут отстаивать позиции своих клиентов. И, по сути, это касается не только адвокатов, – заявляет Ануар Тугел.


 


Впрочем, сами адвокаты хорошо понимают, что как раз молчание в этой ситуации для них смерти подобно. В ходе состоявшегося недавно выездного заседания рабочей группы мажилиса по законодательной реформе адвокаты-практики чётко обозначили перед народными избранниками существующие проблемы и предложили конкретные законодательные пути их решения. Время для изменения statusquo у республики ещё есть. До принятия и вступления в силу новых Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов ещё полтора года. Именно такой срок дал президент страны разработчикам документов.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Мегаполис»


www.megapolis.kz/art/Kto_zashchitit_pravozashchitnikov


 


Добавить комментарий

Смотрите также