КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Это нужно каждому казахстанцу

16.12.2013

 


10 декабря, во Всемирный День прав человека, в Алматы состоялось заседание Общественной комиссии по расследованию событий в Жанаозене и Шетпе, посвященное второй годовщине Жанаозенской трагедии. Во время мероприятия были заслушаны доклады членов Комиссии, адвокатов, наблюдателей судебных процессов в Актау над нефтяниками и лидером оппозиционной партии «Алга» Владимиром Козловым. Воспроизводим ниже текст выступления на этом заседании директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Розы АКЫЛБЕКОВОЙ.


 


* * *


«Сегодня Всемирный день прав человека, когда правозащитники по всему миру проводят мероприятия, на которых очень важно не просто говорить о каких-то существующих проблемах в наших странах, но и предлагать пути решения их. И самое главное – призывать выполнять обязательства наших стран, которые они взяли на себя еще в далеком 1992 году, что в полной мере касается и нашего азахстана.


 


Казахстан с января 1992 года является членом Организации по безопасности и сотрудничеству, и с марта 1992 г. мы члены Организации Объединенных Наций, так что система ООН открыта для Казахстана.


 


25-26 ноября Бюро собирало на большую конференцию правозащитников-экспертов постсоветского пространства, которые отметили ухудшение не только в фундаментальных гражданских свободах и политических правах, но также ухудшение в социальных и культурных правах в наших странах. Говорили о негативных тенденциях в отношении журналистов, гражданских активистов, правозащитников – и Казахстан, к сожалению, не исключение. И, конечно, о приближающейся второй годовщине Жанаозенской трагедии 16 декабря 2011 года. Она страшна, поскольку после 17 декабря 1986-го года это второе страшное событие, где людей расстреливали.


 


Казахстанское международное бюро по правам человека и правозащитники (не только Казахстана, но и стран-участниц ОБСЕ, так как Бюро является членом Гражданской платформы «Солидарность», куда входят правозащитные организации из более сорока стран – участниц ОБСЕ), когда происходили события и когда еще не стреляли, но уже более семи месяцев нефтяники сидели на главной площади Жанаозена, мы призывали власти объективно разобраться в том, что происходит. Как раз этот случай показал, что в Казахстане на сегодняшний день нет действительного института независимых профсоюзов. К сожалению, те профсоюзы, которые есть, не являются независимыми, потому что они не отстаивают права трудящихся, а отстаивают интересы работодателей.


 


Мы проводили мониторинг, как-то пытались привлечь внимание, в том числе на конференции в рамках регулярного Европейского диалога, где было более 40 участников из Европейского союза летом 2011 года. Мы призывали власти, призывали своих депутатов, журналистов, представителей гражданского общества собраться всем вместе и поехать в Жанаозен и разобраться, что происходит. Но к сожалению, опять не были услышаны, хотя там были представители высокого уровня нашей государственной власти, хотя там были депутаты парламента, посол по особым поручениям Мадина Джарбусынова. Но к сожалению, ничего не произошло.


 


Также представители Европейского союза, которые были на этом мероприятии, никак не отреагировали. Наверное, поэтому, чувствуя где-то вину за свое прежнее равнодушие, представители Евросоюза потом лоббировали принятие Европейским парламентом резолюций по Казахстану, чтобы он действительно провел расследование и в отношении дела оппозиционного лидера Владимира Козлова и в отношении тех событий, которые имели место в Жанаозене.


 


Когда только нефтяники начали жаловаться на пытки, Бюро и Коалиция НПО против пыток попытались законным путем добиться справедливого беспристрастного расследования, поскольку Казахстан взял на себя обязательства по Конвенции против пыток. То есть он должен был сразу прекратить судебные разбирательства и, самое главное, не принимать эти доказательства, полученные с применением пыток и жестокого обращения. Однако судья не прекратил разбирательство.


 


Хорошо уже, что он хотя бы дал задание прокуратуре, но параллельно на наши запросы, на запросы от Коалиции НПО против пыток (мы посылали их в Генеральную прокуратуру) и ответ мы получили намного позже, чем положено по закону. Прошло почти три месяца, мы получили ответ, в котором говорилось, что факты пыток не подтвердились. Также и в отношении Боженко: согласно полученного ответа, доказательств тому, что его убили, нет.


 


Также правозащитники использовали все площадки внутри страны, все мероприятия, которые проводили государственные органы, где я сама лично принимала участие, я призывала и до сих пор призываю Республику Казахстан разрешить международное расследование.


 


После Жанаозенских событий Казахстан посетила верховный комиссар по правам человека ООН Наванетхэм Пиллэй, потому что они видели, что не было независимого расследования со стороны гражданского общества, хотя Управление верховного комиссара ООН по правам человека обращалось с таким письмом, чтобы лидеры правозащитных организаций проехали в Жанаозен и провели свое расследование. К сожалению, это тоже не было сделано. То расследование, которое проводилось с разрешения Генеральной прокуратуры членами Общественных наблюдательных комиссий и международной организации PRI, оказалось поспешным в выводах, когда участники расследования сказали, что пыток не было, что люди не жаловались, когда они приезжали к ним в следственные изоляторы, якобы опрашивали их, и те якобы сказали, что пыток к ним не применялось.


 


И тут большой вопрос, потому что международные наблюдатели и правозащитники на суде все были свидетелями показаний подсудимых, которые кричали и плакали о том, что им пришлось пережить. Наше Бюро и наблюдатели от платформы «Гражданская солидарность ОБСЕ», также проводили мониторинг судов, однако призывать наших европейских партнеров из стран-участниц ОБСЕ принимать активное участие в наблюдении было сложно, а власти Казахстана не давали европейцам визы.


 


И правозащитники тогда старались вовлечь в этот процесс своих партнеров из постсоветского пространства, которым не нужны были визы. И они приезжали, они сами воочию наблюдали, поэтому такой был критический отчет по судебным процессам в Актау по Жанаозенским событиям в отношении как лидера партии «Алга», так и всех нефтяников, которые пошли по данному делу.


 


Важно, чтобы Казахстан выполнил рекомендацию г-жи Н.Пиллэй, допустив международное расследование Жанаозенских событий декабря 2011 года. Это нужно не только родным и близким погибших, арестованных и осужденных, не только правозащитникам, это нужно каждому казахстанцу».


 


 


 


Добавить комментарий