Особая миссия Усена Сулейменова

28.11.2013


 


Скоро будет год, как Министерство иностранных дел Казахстана создало консультативно-совещательный орган (КСО) «Диалоговая площадка по человеческому измерению» под председательством посла по особым поручениям МИД РК Усена Сулеймена. Этакая переговорная площадка между властью и правозащитными НПО.


 


Сам факт того, что этим занимается МИД, заставляет предположить, что эта инициатива для внешнего пользования: с чего бы это МИД стал заниматься внутренними делами, каковыми у нас являются права человека.


 


То, что работа органа ориентирована не на казахстанцев, а на иностранцев, подтверждает и то, что работа КСО внутри страны не афишируется. С самого начала организаторы КСО были категорически против освещения этого диалога в прессе. В результате никаких публикаций, никакой огласки, никаких интервью — по сути, работа идет в скрытом режиме. Спроси кого, никто понятия не имеет, что там и как.


 


С чего бы это, если предыдущие аналогичные переговорные площадки (НКВД, ПДС), напротив, освещались в СМИ достаточно подробно. Тогда вопросы, поднимаемые на дискуссиях, получали широкое общественное обсуждение. С КСО ситуация совершенно иная.


 


Непосредственные участники КСО со стороны неправительственного сектора (Жовтис, Турмагамбетова, Туменова, Лобачев), к которым я обратился за разъяснениями, подтвердили упорное нежелание организаторов предавать работу КСО общественной огласке. Казалось бы, чего прячут?! И что за поручение выполняет посол РК по особым поручениям?


 


Рискну высказать предположение — прячут некую задачу, которую решает МИД, организовав отвлекающую инициативу в лице этого КСО. Отвлекающую от главного — от нежелания, а точнее неспособности, этой власти двигаться в сторону демократии, в сторону изменения ситуации с правами и свободами человека в Казахстане.


 


Сложно сказать конкретно, что именно решается через КСО, но очевидно, что это акция из серии мероприятий, нацеленных на поддержание мнения на Западе, что процесс демократизации в Казахстане идет. Вот, мол, создана и активно работает переговорная площадка с участием ведущих правозащитников, лидеров гражданского общества, ведется дискуссия, обмен мнений, поиск компромиссов и тому подобное.


 


При этом реальная ситуация остается за кадром. А ситуация такова, что никаких переговоров, никаких поисков компромиссов на самом деле нет и не может быть. Основные стороны КСО в принципе не могут прийти к чему-то общему, потому что они друг друга не слышат и не могут услышать, так как находятся на диаметрально противоположных идеологических позициях. Какой диалог, если люди говорят на разных языках?


 


Вспомните, чем это обернулось для строителей Вавилонской башни, которых бог заставил говорить на разных языках! Не построили они башню. Тот же результат запрограммирован и у этой «стройки» под названием КСО. Хотя нет, результат, конечно, будет, но не тот, на который рассчитывали подписавшиеся на эту инициативу НПОшники. Здесь главный результат — это инсценировка диалога с гражданским обществом. Его авторы инициативы уже имеют в полной мере.


 


На чем строится это утверждение? На понимании, что люди во власти абсолютно не заинтересованы в изменениях (в части улучшения ситуации с правами человека), которые они провозглашают с высоких трибун.


 


Трезво оценивая нынешнюю тенденцию по усилению ограничения прав и свобод в Казахстане, зная уже более 20 лет повадки людей, находящихся во власти, слыша их заявления о неприемлемости западных стандартов для Казахстана в области прав человека, абсолютно нелогично ожидать, что подобные диалоговые площадки могут повлиять на изменение ситуации с правами человека. Ожидать этого от КСО даже не наивность, это уже, простите, политический кретинизм.


 


Хотя полагаю, что среди участников КСО людей, верящих в то, что их усилия как-то повлияют на улучшение ситуации с правами человека в Казахстане, нет. Все прекрасно понимают, что это такая игра, где одни делают вид, что хотят изменить ситуацию, а другие делают вид, что им верят… при этом на что-то надеясь. Первым за выполнение «особых поручений» платят зарплату, вторые получают моральное удовлетворение от ощущения своей значимости: как же, на правительственном уровне участвуют в обсуждении вопросов прав человека.


 


Помните старый советский анекдот про людей, раскачивающих стоящий вагон и тем самым создающих иллюзию движения вперед… к коммунизму. КСО — такой же вагон, стоящий в глухом тупике. Сегодня его упорно раскачивают, имитируя движение, чиновники, выполняющие особые поручения, и наивные представители неправительственных организаций.


 


Заранее знаю все возражения и оправдания, самое логичное из которых — «они используют нас, а мы используем их». Это мы уже проходили и не раз. И всякий раз очередная переговорная площадка на поверку оказывалась профанацией, где и оппозицию и НПОшников долго кормили обещаниями результата, принятия мер, но в конце концов, когда приходило время подводить итоги, им грубо и зримо демонстрировали, кто в доме хозяин. Хотите пари, что в этот раз будет то же самое?!


Казалось бы, пусть раскачивают «вагон» и думают, что едут. Кому мешает этот самообман? В чем проблема?


 


Проблема в том, что КСО — это пускание пыли в глаза казахстанскому и международному сообществу.


 


КСО — это не просто поддержание иллюзии, это обман, направленный на введение в заблуждение западных политиков в части демократической ориентированности казахстанских властей. Это козырная карта, которую лоббисты Астаны разыгрывают в Европе и Америке, продвигая интересы казахстанского авторитаризма. В частности, я не исключаю, что КСО может являться одним из факторов, играющих роль при принятии решений в выдаче политических оппонентов «Ак-орды» Павлова и Аблязова.


 


Тех, кто пребывает в эйфории и надеется, что, а вдруг, до людей во власти дойдет, что без реформ нельзя, что они наконец-то прозреют и начнут что-то менять, уверяю: не дойдет, не начнут, не прозреют! Если бы в основе их служения авторитаризму лежал только корпоративный интерес, подогреваемый материальным вознаграждением и прочими привилегиями нахождения во власти, то надежды на возможность каких-то подвижек, хоть и слабые, все же могли бы иметь место. Однако ситуация усугубляется тем, что здесь все настолько идеологически запущенно, что надеяться на что-то — чистейшая утопия.


 


Как мы уже отмечали, большинство людей во власти действительно свято верят в то, что мы в Казахстане не можем жить по европейским принципам и стандартам, что мы настолько особенные, что у нас должна быть своя специфичная демократия, свои особые права человека, свои политические стандарты. То есть в КСО сталкиваются не просто интересы людей из власти и представителей гражданского общества, здесь столкновение двух принципиально разных идеологий. С одной стороны, идеологии модернизированного совка, с другой — либерально-демократической европейской традиции.


 


Противостояние в КСО между чиновниками и НПОшниками — это не просто тактические разногласия, это проявление системного противоречия, основанного на разных базовых принципах понимания прав и свобод человека. Как я уже сказал, НПО ориентированы на международные стандарты в области прав человека, которые для них являются универсальными. Власти же твердо стоят на позициях, отвергающих универсальность той демократии, которой живут цивилизованные страны Европы и Америки. Их идеологическая фишка — Запад нам не указ, у нас своя демократия, свое понимание прав человека.


 


Здесь все предельно конкретно — мнения диаметрально противоположные. Какие здесь могут быть точки соприкосновения?! Какой компромисс может быть у плюса и минуса, если разность потенциала — 220 вольт? Любое соприкосновение — короткое замыкание, искры и… гаснет свет. Точно так же замыкает и искрит в КСО, как только разговор заходит о принципиальных вопросах.


 


О каких компромиссах может идти речь, если председатель КСО заявляет, что международные стандарты это сугубо европейские дела, что Казахстану с его специфичностью они не подходят. Иными словами, практически прямым текстом говорится: идите вы со своими западными стандартами куда подальше, они нам не подходят, а потому будем делать так, как нам удобнее. «Нам» — это тем, кто находится во власти, кто считает, что их интерес и есть государственный интерес. Глубочайшее заблуждение на фоне откровенного наплевательства на свои же международные обязательства.


 


Мне всегда интересна, так сказать, смысловая расшифровка этой самобытности. По логике, вытекающей из тезиса о нашей непохожести на европейцев и американцев, получается, что это в Европе честные и справедливые выборы — норма, а у нас это, напротив, нечто чуждое и противное ментальности нашего народа.


 


Это у них традиция в судах искать справедливость, а нам больше с руки заниматься разводами.


 


Это у них СМИ могут писать о президентах и VIP-персонах все что вздумается, а мы привыкли уважать власть и силу.


 


Это они могут выражать свое мнение через митинги и протесты, заставляя власти прислушиваться к мнению масс, а у нас это однозначно путь в анархию.


 


Это их чиновники и полицейские не берут взятки, боясь за свою репутацию, а наша традиция не делает из этого большую проблему: брать не стыдно, стыдно попадаться.


Это у них харкать на тротуар признак бескультурья, а у нас — это признак широты души и человеческой искренности.


 


Но это не самобытность, а наша дикость и отсталость. И проблема, соответственно, не в чуждости западной демократии, а в нас самих, не желающих это признавать. Просто не нужно проблему ставить с ног на голову, и тогда все будет понятно и как у всех.


 


Когда слышишь постсовковые рассуждения про евразийскую исключительность, которой чуждо все европейское и которая не позволяет нам применять западные стандарты, возникает вопрос об искренности этих людей. Почему западные стандарты в части европейского образования и здравоохранения — вполне нам подходят. Те же чиновники от власти без колебаний посылают своих детей в западные вузы, сами предпочитают лечиться в их клиниках.


 


Почему нет претензий к западным стандартам перевозок авиатранспортом, их качеству, сервису? Почему чиновники предпочитают ездить на машинах, пользоваться планшетниками, мобильными телефонами, носить вещи, сделанные по западным стандартам. Почему не кричат о том, что нам это не походит, что это чуждое нашей ментальности, что нам привычнее летать на ТУ-134 и ИЛ-62, рассекать на «москвичах» и «волгах», лечиться в наших поликлиниках, учить детей в отечественных вузах, носить отечественные шмотки?


 


Откуда этот двойной стандарт? Так не бывает. Либо мы действительно ДРУГИЕ и тогда все их стандарты нам чужды и противны, включая стандарты качества жизни, культуры, образования, здравоохранения, уважения человеческого достоинства, научно-технические и общественно-политические. Либо мы НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, для которых эти стандарты — норма цивилизованной жизни.


 


Прикол в том, что мы возьмем у них только то, что нам подходит, а остальное нам даром не нужно, — это от неспособности уловить причинно-следственные связи между честными выборами, соблюдением прав человека и успехами в экономической, культурной и научно-технической области. Как любил говорить мой друг профессор Масанов, «культур-мультур не хватает».


 


К слову, с точки зрения демонстрации «культур-мультур» нашей власти — это единственное, ради чего можно было бы проводить это КСО. Смысл и польза была бы огромная, если бы с самого начала позволили журналистам освещать происходящее в зале. Репортажи, обзоры, комментарии, мнения в СМИ, интернете наглядно показали бы широкой публике (а заодно и иностранцам) и уровень, и идеологические ориентации «слуг народа», а главное, их нежелание что-то менять в области основных прав и свобод человека. С этой точки зрения в МИДе грамотно сделали, «засекретив» работу КСО — зачем показывать публике истинное лицо власти.


 


Нет, конечно, не все во власти верят в то, что демократия это пиндосское изобретение, которое навязывают, чтобы было удобнее нами манипулировать. Многие если это и говорят, то по долгу службы. Понять можно — работа такая! Правда, таких там не так много. Ну, разве что Ертысбаев, Тажин, Ерембетов, Карин еще с десяток менее известных имен… и все! Остальные верят в чуждость нам западной демократии. В ХХI веке иметь во власти (не на барахолке, не в кухонных разговорах, не за кружкой пива) людей с такой махрово-реакционной идеологической заданностью — это уже страшно.


 


Это означает, что эти люди идеологически так и не вернулись с «холодной войны», начатой в прошлом веке между двумя разными идеологиями. Они все еще находятся в окопах, ведут тяжелые оборонительные бои против превосходящих сил противника, пытающегося навязать чуждую им цивилизованную жизнь, основанную на политической демократии. Они сопротивляются из последних сил, делают все возможное, чтобы эти «чужие» принципы политического устройства, отношения к правам человека не пустили корни в родном отечестве.


 


Ну не хотят они, чтобы в нашей стране была политическая конкуренция, честные выборы и не менее честные суды. Не хотят, чтобы в СМИ вывешивалось грязное белье нечистоплотных политиков и чиновников, а журналистам за это ничего не было. Не могут они позволить людям свободно выражать свое отношение к тому, что делают власти в прессе, на митингах. Не хотят они признавать равенство религий в Казахстане, деля богов на правильных и неправильных.


 


При этом не понимают, что, пока они грудью стоят на пути европейских ценностей и идеалов, не будет в Казахстане нормальной экономики, полноценного образования, современной медицины, конкурентоспособного телевидения, самодостаточной культуры, торжества закона, социальной справедливости, сытой обеспеченной жизни основной части населения.


 


Не дано им этого понять, так как поражены они страшным недугом, имя которому — совок. Это страшная зараза, искалечившая души сотен миллионов людей, превратившая их в идеологических зомби, которые вот уже сотню лет упорно ищут свой особый путь развития, отличный от того, каким идет цивилизованный мир. Ищут национальную идею, ищут врагов, ищут рецепт бессмертия, ищут вчерашний день, где не было пугающей их демократии, а было служение тому, что объединяло, подчиняло, делало всех похожими. Это уже брутально, их не переделаешь, не перепрограммируешь.


 


А вы говорите — КСО! Права человека! Поиск точек соприкосновения! Несерьезно всё это. Нужно оставаться реалистами даже тогда, когда очень хочется верить в то, чего не может быть в принципе. А реальность сегодня такова, что, пока эти люди во власти, страна обречена на вторичность, общество на деградацию, граждане на прозябание и неуверенность в завтрашнем дне. Это наша проблема, наша боль, наш позор. Это наш крест, который мы вынуждены нести в силу слабости нашего духа.


 


Сергей ДУВАНОВ


 


Публикация на интернет-портале «Республика» от 28.11.2013


<https://free-kaz.info/b/http://respublika-kaz.info/news/politics/34075>


 


Добавить комментарий