Ситуация стабильна

02.10.2013

Казахстан ряд стран и некоторые международные организации сегодня позиционируют как оплот стабильности. И я не могу с этим поспорить. Ситуация с пытками в Казахстане стабильная: пытали и стабильно продолжают пытать. При этом проверки заявлений о пытках проводятся в нарушение международных стандартов расследования, что приводит к безнаказанности виновных, и порождает новые нарушения прав человека.


 


Ежегодно Коалиция НПО Казахстана против пыток фиксирует более трех сотен сообщений о пытках, так в 2011 году было получено 411 обращений, в 2012  – 362 обращения, за полгода 2013 года — 201 жалоба, при этом количество дел по статье «Пытки», переданных суду, в 2012 году, например, составило — 5 дел. Официальная статистика не соответствует реальной ситуации с пытками в Казахстане.


 


В 2008 году Комитет ООН против пыток рекомендовал Казахстану: «..принять меры для реального обеспечения быстрых, беспристрастных и эффективных расследований всех обвинений в применении пыток». Эти рекомендации позже вновь звучали по результатам заслушивания Универсального периодического отчета, и в рекомендациях специального докладчика по вопросу о пытках. Но на сегодняшний день данная рекомендация не выполнена – анализ практики расследования заявлений о пытках показал, что 76 % жалоб о пытках расследуются ведомствами, на которые подается жалоба и лишь 1/4 часть сообщений о пытках, полученных Коалицией, была расследована   органом, являющимся действительно независимым. Что касается быстроты расследования, то в Казахстане действует институт доследственной проверки, которая может затянуться до 3,5 месяцев, при этом вынесенные по результатам доследственной проверки постановления отменяются органами прокуратуры в следствии неполноты расследования, отсутствия  объективности, и начинаются все новые и новые доследственные проверки, которые могут тянуться годами и не приносить никаких результатов. В рамках таких проверок жертва не имеет никакого процессуального статуса, и соответственно — никаких прав; например, не может привлечь для своей защиты адвоката, а собранные объяснительные не могут являться доказательствами по уголовному делу, т. к. свидетели не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Предполагаемые жертвы не имеют доступа к материалам доследственных проверок, исследование показало, что более чем 60 % жертв пыток не могли получить процессуальное решение, принятое по их делу. Лишь в половине исследуемых дел была назначена судебно-медицинская экспертиза, по остальным делам жертвы пыток не были осмотрены судебно-медицинскими экспертами. Нередко, жертвы пыток, под новыми угрозами вынуждены отказываться от поданных жалоб и судебно-медицинских экспертиз. Ни по одному из  дел не были установлены виновные и никто не понес ответственности.


 


Понятно, что без эффективного расследования сообщений/заявлений о пытках невозможно говорить об искоренении пыток, в связи с этим


Коалиция НПО Казахстана против пыток выработала ряд соображений в отношении эффективного механизма расследования фактов пыток:


 


1. Казахстану следует исключить существующую альтернативную подследственность по делам о пытках (и смежных составах), наделив Департамент специальных прокуроров Генеральной Прокуратуры и его подразделения на местах (Департамент) исключительными полномочиями по проведению расследования, а также доследственных проверок, сообщений о пытках (и смежных составах).


2.При проведении следственных действий в рамках проверок и предварительного расследования сообщений о пытках (и смежных составах), исключить любое взаимодействие спецпрокуроров с правоохранительными и/или иными органами, чьи действия послужили основанием для проведения проверки/расследования.


3. Установить общественный контроль за работой Департамента спецпрокуроров ГП РК по делам о пытках  посредством:


 


– наделения общественных организаций полномочиями направлять материалы, имеющих отношение к проводимой проверке/расследованию (в том числе после принятия процессуального решения в порядке ст. 185 УПК РК), для их изучения и приобщения к материалам проверки/дела;


 


– предоставления общественности доступа к документам, регламентирующим работу Департамента в части расследования сообщений о пытках и порядка проведения проверок/предварительного следствия по делам о пытках;


 


– размещения регулярных отчетов о работе Департамента в части расследования сообщений о пытках  на сайте Генеральной прокуратуры РК;


 


– представления ежегодных публичных докладов о работе Департамента в части расследования сообщений о пытках в Парламенте;


 


– привлечения общественных организаций к совершенствованию работы Департамента в части расследования сообщений о пытках.


 


Коалиция НПО Казахстана, пользуясь случаем, вновь призывает власти Казахстана провести тщательное и эффективное расследование заявлений о пытках в ходе Жанаозенских событий, в декабре 2011 года, когда вследствие применения полицией огнестрельного оружия для разгона демонстрантов, как минимум 15 человек были убиты и сотни ранены. Массы задержанных  после разгона демонстрантов заявляли о пытках и жестоком обращении в переполненных полицейских участках. Однако Казахстан так и не предпринял шагов для проведения тщательного расследования данных заявлений.


Добавить комментарий