Текст выступления на Совещании ОБСЕ, посвященному выполнению обязательств по человеческому измерению

25.09.2013

Уважаемые дамы и господа, коллеги!


 


Уважаемый господин председательствующий!


 


Приветствую Вас!


 


Сотрудничество нашего Бюро с национальным правозащитным институтом Уполномоченного по правам человека началось задолго до его официального появления, утвержденного Указами президента Республики Казахстан в сентябре 2002 года.


Говоря о сотрудничестве с офисом Уполномоченного по правам человека, нельзя не отметить профессионализм его сотрудников, четкое следование мандату, определенного Указом президента, готовность к диалогу и посильное участие в мероприятиях, где права человека являются предметом обсуждения. Есть очень спорные вопросы. Полемика по ним продолжается из года в год. Мы считали, считаем и работаем над тем, чтобы Омбудсман в Республике Казахстан, как государственный правозащитный институт, в полной мере соответствовал «Парижским принципам» (Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека,  Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года). Несоответствия существенны. Вот только некоторые:



1. Состав и круг ведения института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) не определен конституционным или законодательным актом. Его статус и компетенция определяются подзаконным актом, не имеющим силы закона – указом президента Республики Казахстан.


 


2. Полномочия Омбудсмена ограничены. Ему запрещено рассматривать жалобы на действия и решения Президента, Парламента Республики Казахстан и его депутатов, Правительства Республики Казахстан, Конституционного Совета, Генерального прокурора, Центральной избирательной комиссии, судов Республики Казахстан.


 


3. Акты реагирования Омбудсмена (рекомендации) не относятся к актам реагирования, подлежащим обязательному исполнению, поскольку его должность не относится к высшим должностям в государстве, как например судья верховного суда, председатель конституционного совета или министр.


 


4. Общий надзор и право внесения протестов, которыми Омбудсмен не обладает, в значительной степени могли бы способствовать продвижению прав человека в Республике Казахстан.


 


Целенаправленная совместная работа была проведена по созданию национального превентивного механизма по предотвращению пыток в нашей стране. Согласована и законодательно утверждена модель такого механизма – «Омбудсман плюс»… Такая модель, в какой-то степени, позволит общественности страны участвовать в формировании ценностей, продекларированных нашей Конституцией.


 


Однако выскажу и здесь некоторые опасения, о которых мы говорили и не раз:


 


при создании национального превентивного механизма по предотвращению пыток НПМ в Республике Казахстан не были учтены ограниченные полномочия и ненадлежащий  статус Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, а так же отсутствие разветвленной структуры, покрывающей территорию страны. Законодательный акт, снимающий эти противоречия, не был принят ранее или вкупе с законодательным актом о создании НПМ.


 


Это несоответствие необходимо устранять в срочном порядке. В противном случае есть риск создания не превентивного механизма по предотвращению пыток, а механизма фрагментарной фиксации унижений человеческого достоинства, жестокого обращения и пыток в различных государственных учреждениях  закрытого типа, для пока неопределенных законодательно шагов со стороны представителей исполнительной власти.


 


Для понимания проблемы: Население Казахстана  почти 16 миллионов человек, территория – почти 2,73 миллиона квадратных километров, 14 областей и 2 города республиканского значения (Алматы и Астана), один офис Уполномоченного по правам человека в Астане. В офисе трудится 14 человек.


 


В остальном, остаётся надеяться, что наше сотрудничество будет продолжено, а необходимые, срочные изменения в законодательстве РК всё-таки произойдут и на территории областей Казахстана и городов республиканского значения, начнут действовать самостоятельные подразделения Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан с соответствующими вызовам времени статусом и полномочиями.


 


В качестве рекомендаций выскажусь о необходимости опубликования ежегодного рейтинга государственных правозащитных институтов региона ОБСЕ. В качестве критериев для такого рейтинга могут служить лучшие практики и преодоление несоответствий Парижским принципам. Аналогичный рейтинг может публиковаться и по состоянию образования в области прав человека в регионе ОБСЕ. 


 


Благодарю Вас за внимание.


 


Добавить комментарий