Печальная, хотя и вряд ли способная кого-либо удивить новость пришла сегодня из Астаны: надзорная коллегия Верховного суда РК объявила об отказе возбуждать надзорное производство по делу осуждённого осенью прошлого года политика Владимира Козлова. Это значит, что приговор ему к 7,5 годам лишения свободы оставлен в силе окончательно, а судейская пирамида национальной судебной системы пройдена вся.
Другая новость пришла сегодня из Москвы: общественный Совет по правам человека при президенте России, возглавляемый замечательным правоведом и честным юристом Михаилом Федотовым, принял решение провести проверку дела Ильи Фарбера, школьного учителя и директора сельского дома кульутры в Тверской области, осужденного на 7 лет и 1 месяц. Также решено проверить на противоправность высказывание государственного обвинителя на процессе Фарбера, касающееся этнического происхождения Фарбера как доказательства его виновности.
Кроме того, на российском сайте «Грани», откуда мы это узнали, сообщается о назначенном на завтра пикете в защиту Ильи Фарбера, который пройдёт на Чистопрудном бульваре. В сообщении «Граней» ничего не говорится о привязке акции к расположенному на этом бульваре посольству Республики Казахстан и памятнику Абаю Кунанбаеву, где в прошлом году была акция «Оккупай Абай». Скорее всего, такой привязки и нет, поскольку дело Фарбера с Казахстаном никак не связано. Впрочем, не связано они с нашей страной лишь событийно, тогда как бытийно связано через аналогии не только с делом Владимира Козлова.
Аналогии есть и с делом Александра Харламова (его сейчас судят в Риддере одновременно за атеизм и за религиозную ересь на стыке христианства с марксизмом, а вообще-то за низовое правозащитничество), и с делом Петра Евстихеева (отца Софрония), которого суд в посёлке Утеген батыра близ Алматы постановил депортировать в Россиию. Что общего у всех этих людей, незнакомых друг с другом?
Каждый из них хотел добра другим людям и делал это добро (Козлов – рабочим Жанаозена, Харламов – своим подзащитным согражданам, Софроний – детям -сиротам и бездомным старикам, Фарбер – деревенским ребятишкам), в связи с чем и оказался в конфликте с Системой, не рассчитанной на добро и находящейся по ту сторону добра и зла (точнее, на стороне зла).
От Приютских озёр до окрестностей Селигера
На прошлой неделе суд Илийского района Алматинской области постановил депортировать из Казахстана российского гражданина Петра Евстихеева, в монашестве отца Софрония. Несколько лет назад он приехал к нам в Казахстан и, поселившись в пригородном посёлке Ащибулак близ Первомайских (Приютских озёр), своими руками воссоздал приходский храм, богадельню для стариков и детский приют и успешно руководил этим хозяйством, покуда занимаемую им землю не нацелился захватить кто-то из богатых и властных.
Как похожа судьба православного священника из Приморья на судьбу московского художника Фарбера, сменившего работу и квартиру в столице на служение в нищей деревне близ Осташкова (окрестности озера Селигер – не чета нашим Приютским, зато место ежегодных летних радений «нашистов» из и.н. Путинюгенда, духовно и финансово окормляемых из Кремля и со Старой площади).
Одна разница между двумя процессами видится в том, что на процессе в Осташкове государственный обвинитель, не сморгнув глазом, выдвинул в качестве ultima racio такое доказательство вины Ильи Фарбера в преступном присвоении его же собственных денег, заплаченных им за ремонт сельского дома культуры: «человек по фамилии Фарбер не может бесплатно помогать русской деревне».
Отдадим должное родной казахстанской прокуратуре: такой хулы на орысов, какую изрыгнул российский прокурор Павел Верещагин (не путать с честным таможенником из «Белого солнца пустыни»!), его казахский собрат на процессе отца Софрония не изрыгал. Хотя ещё не факт, что такие слова, пусть и не прозвучавшие в Илийском райсуде вслух, не витали там в воздухе – если не на суде, так на следствии или просто во властных кабинетах.
Ну и вторая разница – в выборе наказаний за добро, сделанное приезжим «чужаком» русским или казахстанским детям. Здесь тверские судьи мощно переплюнули алматинских. Отца Софрония приговорили всего лишь к депортации из Казахстана, и весь период следствия и суда он оставался на свободе. Учителя же Фарбера приговорили к 7 годам и трехмиллионному штрафу, и весь период следствия, судов и пересудов он провёл в осташковской тюряге. По уровню ксенофобии, правоохренительной жестокости и общего жлобства нам с матушкой Орыстейей не тягаться.
Семилетка, семерик, страстная седмица…
Впрочем, это ещё смотря в чём. Наказание ни за что в размере хрущёвской «семилетки» (кто забыл – семилетний план большого скачка к коммунизму, принятый в 1959 году вместо обычных пятилеток) фигурирует не только в российском деле сельского учителя Ильи Фарбера, но и в казахстанском деле оппозиционного политика Владимира Козлова. Разница между семью с половиной годами у Козлова и семью годами и одним месяцем у Фарбера в данном случае не столь существенна.
И ещё одно сходство в этих приговорах – фактор завершившегося прохождения обоими делами всей судебной пирамиды своего государства. Дело Фарбера давно уже рассматривалось Верховным судом Российской Федерации (направлено на новое рассмотрение, результат которого оказался идентичен старому), а дело Козлова рассматривалось Верховным судом Республики Казахстан не далее как сегодня (в возбуждении надзорного производства отказано).
И вот ещё в чём дело учителя Фарбера ближе к делу политика Козлова, нежели отца Софрония. Последний на своём процессе всячески старался держаться подальше от политики, первый же, подобно второму, пошёл ва-банк именно в этом направлении.
«Те, кто вышел на Болотную, пытались что-то изменить через взаимодействие с властью. Нас судят именно за это – в новом тоталитарном режиме. Учитывая это, ждать оправдательного приговора смешно и наивно. Мера пресечения моя – безумие, но люди пока из-за таких вещей не выходят на площадь. Но это будет одна из капель, которая повлияет на жизнь нашей страны. Однажды какой-нибудь процесс станет последней каплей», – сказал Илья Фарбер в своём последнем слове на тверском процессе.
Как это похоже на то, что говорил на актауском процессе Владимир Козлов, а также на то, что он продолжает думать на зоне в Петропавловске и писать оттуда нам сюда, на нашу замордованную волю!
Однако чем ярче заговорил Илья Фарбер на своём суде о Болотной (напомним, 12 узников из первой партии привлеченных по делу о беспорядках 6 мая 2012 года, как раз сейчас судят в Мосгорсуде, и весь этот год с лишним они находятся под стражей!), тем более призрачным видится положительный результат доклада по его делу, который члены Совета по правам человека собираются представить своему шефу В.В. Путину. Мы бы ещё поверили, что этот человек теоретически способен дать указание пересмотреть дело просто сельского учителя, но если уж тот сам отождествлял себя с жертвами Болотного дела, то и отношение к нему у верховного гнобителя всего «болотного» будет соответствующим.
Защищая Илью, защитим и Владимира, Александра и Петра
Однако в России есть хотя бы Совет по правам человека при президенту (пусть даже при таком президенте, за что многие жёстко критикуют членов СПЧ: как-де они могут заседать с таким «при»?) во главе с Михаилом Федотовым. У нас же в Казахстане и органа-то такого нет, и на должность «казахского Федотова» никого не подберёшь, сколь ни напрягай фантазию.
И ещё там хотя бы изредка проводятся акции протеста на Чистопрудном. Если бы мы могли физически перенестись завтрашним утром в Москву, то пришли бы на Чистопрудный и попросили бы пикетчиков сдвинуться от памятника Грибоедову к памятнику Абаю. И там выкинуть в окна астанайским «елши» плакаты с именами политика Владимира Козлова, священника Петра Евстихеева и правозащитника Александра Харламова.
Пускай эти трое заочно встретятся с Ильёй Фарбером – им будет о чём поговорить сейчас в виртуале, а потом, даст Бог, и в реале, после чаемой отмены несправедливых приговоров.
Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ
(публикация на интернет-портале «Республика» от 5.08.2013
<http://respublika–kaz.info/news/politics/31879>)