Цена долота

24.06.2013

В казахстанско-китайской буровой компании «Великая стена», расположенной в Актобе, растет напряжение между китайским руководством и казахстанскими рабочими. Вместо профсоюзов и профессиональных модераторов в конфликт вмешалась местная полиция, что еще более усугубило ситуацию.


 


Об этом в пятницу на пресс-коференции в Алматы рассказали помощник бурильщика Айболат Дуйсенов и защитник рабочих, общественный деятель из Уральска, Алпамыс Бектурганов. Кроме них рассказать о ситуации должны были еще пятеро рабочих компании, однако добраться до Алматы они не смогли. По всей видимости, местные власти тоже не бездействовали.


 


В апреле 11 рабочих компании направили руководству предприятия г-ну Ху Эртаю обращение, включившее в себя ряд требований – в первую очередь требование индексации заработной платы; рассмотрения высокомерного отношения иностранных специалистов к казахстанским рабочим; проведение внеочередного выбора председателя профсоюзного комитета.


 


Однако вместо ответа и обсуждения требований начались гонения на лидера рабочих – Марата Карманова. Сразу после подачи обращения он был уволен «за утрату доверия к работнику со стороны работодателя» и позже в отношении него вновь возбудили уголовное дело.


 


– 5 июня вечером на наш участок приехала «Газель» с вооруженными людьми в масках. Час они разговаривали с буровым мастером пятого участка Маратом Карамановым. На следующий день он уехал в РОВД и был задержан на 72 часа, – сообщил Айболат Дуйсенов.


 


Еще в ноябре 2012 г. с бурового участка, находящегося в Актюбинской области, было похищено промышленное долото стоимостью около 1000 долларов США. Обнаружив пропажу, Марат Караманов обратился с заявлением в полицию, после чего самостоятельно объехал места приема цветных металлов, предупредив владельцев о возможных последствиях, если долото окажется у них. Перед Новым годом ему позвонили и сказали, что долото найдено. Со слов М.Караманова, долото привезли к участку двое людей на автомашине, после чего спешно уехали. Долото было возвращено на склад, о чем имеется соответствующий документ. Тем временем полицейские посчитали, что Марат Караманов имеет отношение к похищению и возбудили в отношении него уголовное дело за укрывательство преступления. Но поскольку у компании претензий к Караманову не было, дело закрыли. Вторичное возбуждение дела совпало уже с обращением рабочих.


 


Сейчас уволенный бурильщик в седьмом поколении, отдавший своей работе тридцать лет, пребывает под домашним арестом. Однако это еще сильней накалило обстановку на предприятии, поскольку для рабочих очевидно намерение руководства компании и местных властей избавиться от рабочего лидера.


 


– Приезжала районная полиция по поводу Марата, просили нас подписать какие-то бумаги, якобы положительную характеристику на Караманова, только мы полиции не верим и отказались подписывать бумагу. Мы подпишем бумагу, а они могут подменить, – рассказал Айболат Дуйсенов.


 


О том, что на предприятии далеко не все так гладко как написано на сайте компании подтвердил сам А.Дуйсенов.


 


Помимо заработных плат, несоизмеримо малых по сравнению с тяжестью труда (не более ста тысяч тенге), рабочие возмущены несоблюдением на предприятии техники безопасности, высокой смертностью и дискриминацией в отношении казахстанских рабочих. Китайцы, работающие на бурении, получают в разы больше, поскольку им заработная плата начисляется по инженерным ставкам. Опять же на обед китайским сотрудникам отводится три часа, нашим – только час.


 


 – Одним Карамановым все не закончится. Люди ждут,  – предупредил Алпамыс Бектурганов, сам проработавший четыре года нефтяником на Мангышлаке. По его словам, ситуация может выйти из-под контроля и все закончится новым Жанаозенем. Оснований для этого хватает.


 


В ТОО «Великая стена» работает более двух с половиной тысяч человек. Само предприятие позиционирует себя крупнейшей буровой компанией в Центральной Азии.


Добавить комментарий