Без права на исправление

18.04.2013

В Восточно-Казахстанский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности обратилась мать осужденного, гражданина России, Давида Пазылова, содержащегося в исправительном учреждении строгого режима ОВ 156/2. Она рассказала, что ее сын содержится в колонии и при этом у него в личном деле находиться один единственный документ – свидетельство о рождении.


 


Давид в свое время приобрел гражданство Российской Федерации, но документа, удостоверяющего личность, так и не получил. В сентябре 2002 года он был задержан полицейскими и в дальнейшем осужден к 20 годам лишения свободы. Во время следствия и суда единственным его документом было свидетельство о рождении, где имеется штамп о его гражданстве РФ.


 


Тем не менее, сотрудники следственных органов не предприняли попыток документирования подсудимого.


 


Однако, в соответствии с Правилами документирования населения РК, утвержденными постановлением Правительства от 12 июля 2000 года, документами, удостоверяющими личность, являются:


1) паспорт гражданина Республики Казахстан;


2) удостоверение личности;


3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;


4) удостоверение лица без гражданства;


5) удостоверение беженца.


 


Поскольку у Пазылова на момент привлечения к уголовной ответственности не было ни одного из этих документов, можно предположить, что во время следствия его личность процессуально должным образом так и не была установлена.


 


Кроме того, в соответствии с совместным приказом Министра внутренних дел за №34, Председателя КНБ за №16, Министра юстицииза № 8, Председателя Агентства финансовой полиции за №10, Председателя Агентства таможенного контроля за №29 «Об утверждении Инструкции по документированию обвиняемых, утерявших документы, удостоверяющие личность, в отношении которых избрана мера пресечения – арест», указано: в случаях задержания или ареста иностранного гражданина орган предварительного следствия и дознания немедленно сообщает об этом в Департамент консульской службы МИД Республики Казахстан с одновременным оповещением Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан, где указывается наличие и отсутствие у задержанного лица документов, удостоверяющих личность.


 


Конечно, вышеуказанная инструкция была введена гораздо позже, чем гражданин Пазылов был привлечен к уголовной ответственности, но ситуации это не меняет.


 


На сегодняшний день Давид Пазылов ограничен в тех правах, которые гарантированы ему Конституцией РК и уголовно-исполнительным законодательством Казахстана, несмотря на его привлечение к уголовной ответственности. В частности, близкие и родные не могут направить ему денежный перевод. В настоящее время Давид опять же не может заключить брак с собственной невестой. И даже лишен возможности ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части более мягким видом уголовного наказания. В общем, не может решить свои насущные жизненные вопросы и проблемы, с которым сталкивается ежедневно каждый человек.


 


В соответствии с п. 2 ст.7 Уголовно-исполнительного кодекса РК одним из основных средств исправления осужденных является общественно-полезный труд. Однако и здесь у Пазылова нет возможности трудоустроиться в рамках исправительного учреждения, снова ввиду отсутствия документов, удостоверяющих личность. Отсюда следует, что в какой-то части он лишен и возможности реализовать свое право на исправление.


 


Мать осужденного неоднократно обращалась и в Департамент уголовно-исполнительной системы ВКО и в Комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК, но ответы на обращения с просьбой о документировании ее сына были только отрицательные (по мнению матери, это были формальные отписки чиновников).


 


Обращалась она и в Генеральное консульство Российской Федерации, где ей ответили, что в соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в российскую Федерацию» выдача общегражданских заграничных паспортов лицам, отбывающим наказание, не допускается.


 


Таким образом, осужденный казахстанской колонии российский гражданин Давид Пазылов попал в замкнутый правовой круг, выхода из которого согласно действующему закону для него на сегодняшний момент нет….


Добавить комментарий