Те, кто следит за процессом сотрудничества Казахстана с международной системой защиты прав человека, в частности с профильными комитетами Организации Объединенных Наций, знают, что 1 июня прошлого года Комитет ООН против пыток вынес решение по делу 29-ти граждан Узбекистана, подавших индивидуальные сообщения о нарушении Республикой Казахстан норм Конвенции ООН против пыток. В своем решении Комитет ООН признал, что экстрадировав запрошенных узбекскими спецслужбами людей, Республика Казахстан нарушила свои международные обязательства, содержащиеся в статьях 3 и 22 вышеназванной конвенции. Комитет ООН против пыток недвусмысленно разъяснил казахстанской стороне необходимость устранения допущенных нарушений через возвращение тех 29-ти узбеков в Казахстан и выплату им денежных компенсаций.
Причина, по которой Комитет признал допущенные Казахстаном нарушения Конвенции, проста: Узбекистан – страна, в которой повсеместно применяются пытки и унижающие человеческое достоинство методы обращения и наказания, что достоверно установлено на международном уровне. Поэтому возвращать человека в такую страну означает обречь его на унижения, издевательства и пытки. Казахстанская сторона буквально закрыла глаза на этот факт и отдала узбеков, искавших убежище в Казахстане, в руки охотившихся за ними спецслужб Узбекистана.
После вынесения Комитетом ООН решения не в пользу официального Казахстана повис в воздухе вопрос: а что дальше? Неужели Казахстан действительно признает свою ошибку и попытается вернуть экстрадированных, да еще и выплатит им адекватные денежные компенсации? К слову сказать, никто в это не верил, и правильно делал. Ответ на этот вопрос не заставил себя ждать: как сообщила в конце прошлого года организация ACAT–France, ранее подавшая сообщение в Комитет против пыток от имени 29-ти узбеков, 8 ноября 2012 года казахстанская сторона передала в Комитет ООН официальное письмо, в котором рассказала о мерах, предпринятых якобы во исполнение его решения.
И здесь нужно сказать, что, если первый раз казахстанская сторона «сыграла в слепого», закрыв глаза на применение пыток в Узбекистане, то в этот раз она «сыграла в глухого», как бы не расслышав озвученной Комитетом рекомендации – вернуть и выплатить компенсации. Вместо «вернул и выплатил» Казахстан сообщил Комитету ООН, что летом прошлого года направил в Узбекистан делегацию представителей своего Министерства иностранных дел, которые посетили бывших экстрадированных, которые в настоящее время содержаться в тюрьмах.
Казахстанская сторона указала, что в период с 3 по 14 августа
В частности, в Комитет были переданы заявления опрошенных, согласно которым у них не было никаких жалоб и претензий ни на условия содержания, ни на администрацию спецучреждений. Однако интересен тот факт, что представленные в Комитет заявления являли собою документы трех видов:
● первые – предварительно отпечатанный текст, впоследствии вручную дополненный и подписанный опрошенными (9 заявлений);
● вторые – текст на русском языке, якобы вручную написанный опрошенными, а затем подписанный ими (8 заявлений), и это притом, что опрошенные не только не умеют писать на русском языке, но даже плохо изъясняются на нем;
● третьи – заявления, написанные вручную на другом языке, без перевода ни на один из официальных языков ООН (2 заявления).
Именно по этому, а также по тому, что казахстанская сторона не указала количества участников делегации, их должности и статус, был ли среди них врач, независимый наблюдатель или представитель от независимой организации, который мог бы провести объективную оценку условий содержания, были ли встречи конфиденциальными или на них присутствовали представители спецслужб Узбекистана. ACAT–France сделала вывод о том, что казахстанская сторона представила в Комитет ООН против пыток документы, заранее подготовленные казахстанскими дипломатами без реальной оценки условий содержаний задержанных. Посещение же этих людей членами делегации МИДа РК было проведено лишь для того, чтобы заполучить подписи экстрадированных, и таким образом заявить об отсутствии нарушений их прав перед Комитетом, без реального мониторинга условий их содержания.
В своем комментарии в Комитет ACAT-France особо подчеркнула, что складывается ощущение, будто в настоящее время Казахстан пытается оспорить и добиться пересмотра (отмены) решения Комитета, принятого 1 июня 2012 года. Однако в соответствии с правилом 120 (1) Правил процедуры Комитета цель процедуры отслеживания последующего исполнения решения состоит не в том, чтобы оспорить или, скажем, «размыть» исполнение принятого решения, являющегося окончательным. А в том, чтобы подтвердить готовность исполнять решение, информировав Комитет о шагах, предпринятых во исполнение. И в этой связи Казахстан не должен обсуждать сегодняшнее положение заявителей в Узбекистане, а сообщить Комитету, исполнено ли принятое им решение или нет. И если «нет», то почему?
Кроме того, ACAT-France направила в Комитет документ, поступивший из достоверных источников, свидетельствующий о том, что все встречи казахстанской делегации с экстардированными в Узбекистан проходили в присутствии сотрудников узбекских спецслужб, каковое обстоятельство исключало конфиденциальность таковых встреч. Между тем, накануне визита казахстанской делегации все заключенные подвергались пыткам и угрозам расправиться с ними в случае поступления от них жалоб. При таких обстоятельствах проведенный казахстанской стороной мониторинг больше напоминал попытку избежать международной ответственности, а не предпринять эффективных шагов по выполнения решения Комитета.
А недавно случилось «дежавю»: в нарушение норм Конвенции против пыток Казахстан вновь экстрадировал в Узбекистан гражданина этой страны.
13 марта 2013 года на территорию Узбекистана был этапирован Хайрулло Турсунов, так же подававший, как и те 29 граждан Узбекистана, индивидуальное сообщение в Комитет ООН против пыток, которое было принято и зарегистрировано комитетом в феврале текущего года. Более того, как и в случае с теми 29-ю заявителями, Комитет направил правительству Казахстана предписание, в котором просил воздержаться от экстрадиции Турсунова в Узбекистан. И в этот раз Казахстан поступил как невежа и наглец, буквально наплевавший на Комитет ООН с его предписаниями, международными нормами и важностью их соблюдения. Одним словом, для Казахстана международный закон не писан.
Сомнений нет, что и по индивидуальному сообщению, поданному Х.Турсуновым, Комитет протии пыток непременно признает за Казахстаном нарушения статей Конвенции против пыток – полагаю, точно таких же, что и в деле ранее экстрадированных 29-ти узбеков. И опять после вынесения решения Комитета ООН Астана начнет «махать кулаками после драки» и доказывать Комитету, что Туруснова в Узбекистане не пытали, не пытают и пытать не будут.
Я убеждена, что Комитет в это не поверит, как не поверил в доказательства, представленные казахстанской стороной по делу 29-ти экстрадированных, а посему начнется новый виток переговоров, убеждений, настояний, а потом еще и еще. Но вот вопрос: как долго это будет продолжаться? А самое главное: удастся ли Комитету заставить Казахстан признавать свои международные обязательства, уважать и исполнять вынесенные им решения?
В общем, продолжение следует…
Виктория ТЮЛЕНЕВА, заместитель директора КМБПЧиСЗ по развитию стратегии