По мнению эксперта-правозащитника Евгения Жовтиса, ситуация с правами человека и политическими свободами в Казахстане ухудшается
На прошлой неделе в Киеве состоялись два мероприятия, где обсуждали в том числе и Казахстан. Это Форум правозащитников Центральной Азии и круглый стол “Свобода мирных собраний и ассоциаций в регионе ОБСЕ: чем может помочь украинское председательствование”. От нашей страны выступил правозащитник Евгений Жовтис, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Бюро распространило его доклад.
По словам г-на Жовтиса, Казахстан в течение последних десяти лет последовательно “дрейфует” от авторитаризма к жесткому авторитаризму с элементами тоталитаризма. “Особенно это наглядно проявилось в последние два-три года, приведшие к ликвидации оппозиционных политических партий и движений, независимых средств массовой информации, жестком давлении на гражданских активистов, – говорится в докладе. – Применяемые властями политические технологии являются модернизированным вариантом советских технологий с сохранением небольшого ограниченного пространства для деятельности политической оппозиции, независимых журналистов и правозащитников. Политическая оппозиция полностью исключена из политической системы. Ни в представительных и законодательных, ни в исполнительных органах власти практически нет представителей оппозиции”.
По мнению спикера, власть также жестко контролирует информационное пространство. Официальные СМИ активно занимаются пропагандой, оппозиционные одно за другим прекращают существование по решению суда.
По поводу состояния гражданского общества г-н Жовтис высказался так: “Вместо содействия развитию гражданского общества власти активно создают “государственное общество”, то есть общество, состоящее из неправительственных организаций и инициатив, контролируемых государством, манипулируемых государством, зависящих от государства и, соответственно, исключающих конфликт с государством для отстаивания своих прав”. Он полагает, что это “римейк” советского общества, где были и профсоюзы, и СМИ, и общественные объединения, но никакого отношения к гражданскому обществу это не имело.
Главным аргументом и инструментом убеждения власти правозащитник называет стабильность, возведенную в ранг “священной коровы”. Несогласие при этом понимается как подрыв стабильности, а несогласные – как внутренние или внешние “враги”.
“Соответственно, сама концепция прав и свобод человека также прямо или косвенно объявляется “западным” культурным “продуктом”, который может быть принят только с его серьезной “переработкой” с учетом традиций и культурных особенностей восточного общества. При этом никаких конкретных аргументов, что именно в этой концепции не нравится, что именно не подходит из-за традиций, культурных особенностей и менталитета, не приводится”, – подчеркивается в докладе.
С начала 2000-х, отмечает эксперт, наблюдается ухудшение ситуации и в области законодательства, и в правоприменительной практике. В качестве примеров он приводит “передачу пенитенциарной системы обратно в ведение Министерства внутренних дел, принятие нового репрессивного закона о религиозных объединениях, принятие поправок в законодательство о противодействии экстремизму и борьбе с терроризмом, позволяющих силовым структурам, и прежде всего спецслужбам, осуществлять еще больший контроль за несогласными, которых при желании можно объявить экстремистами”.
Правозащитные организации в Казахстане продолжают в глазах властей и штатных журналистов-пропагандистов представляться “пятой колонной”, “иностранными агентами”, “западными культурными наемниками”, отмечает правозащитник. По его словам, “это не так сильно проявляется в официальной прессе или выступлениях официальных лиц, зато хорошо видно по публикациям в ряде изданий, которые прямо или косвенно контролируются спецслужбами”.
Правозащитник приводит два вероятных сценария дальнейшего развития событий: либо Казахстан пойдет по пути Узбекистана и Туркменистана. И тогда серьезно встанет вопрос об обеспечении физической безопасности правозащитников. Либо “в результате внутриэлитного процесса или какого-то непредвиденного развития событий (что крайне маловероятно, но исключать нельзя) страна начинает разворачиваться, становясь на рельсы демократического развития”. И тогда правозащитные организации примут активное участие в этом процессе.
Амина ДЖАЛИЛОВА, Алматы (газета «Панорама» за 15.02.2013
<http://panoramakz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=15410&Itemid=1>)