ОЦЕНКА СОБЫТИЙ УХОДЯЩЕГО 2012 ГОДА

10.12.2012

Ситуация с правами человека в Казахстане, несмотря на все усилия правозащитников и заверения властей об их готовности соответствовать международным стандартам, не улучшается,  а ухудшается год от года. Весь этот год, так или иначе, был связан с Жанаозенской трагедией 2011 года, и, к сожалению, надежды казахстанского общества на то, что власти проведут беспристрастное расследование событий декабря 2011 года, как к тому призывал Верховный комиссар ООН по правам человека, не увенчались успехом.

 

Проведенное властями расследование и суды над участниками событий так и не дали ответов на интересующие общество вопросы. Тем самым, власти продемонстрировали казахстанскому и  международному сообществу свою неспособность и нежелание адекватно реагировать на трагедию общенационального масштаба. Суды над нефтяниками и политическими активистами были признаны большинством организаций несоответствующими международным стандартам независимого, объективного правосудия; несмотря на многочисленные заявления от подсудимых на применение к ним пыток, этот вопрос так и остался без рассмотрения правосудия. Последовавшие за судами запреты на деятельность партии «Алга!» и движения «Халык майданы», признание «экстремистскими» целого ряда СМИ и интернет ресурсов в еще большей степени укрепили уверенность в политической составляющей Жанаозенского процесса.

 

Прошедшие после Жанаозенских событий выборы в Мажилис Парламента РК не стали прогрессом: невзирая на присутствие в нынешнем Парламенте двух партий помимо президентской партии «Нур Отан», ключевой наблюдатель на этих выборах  – БДИПЧ ОБСЕ сделал заключение, что «отсутствие оппозиционных кандидатов, а также активной политической дискуссии привело к образованию неконкурентной среды».

 

Все болезни казахстанского общества, присущие ему за последние годы, особенно обострились в 2012 году.

 

2012 год запомнился рядом взрывов и нападений на полицейских, отнесенных властями в разряд террористических. В ряде случаев, преступников, подозреваемых в подготовке терактов, уничтожали на месте, что выглядело как внесудебные расправы. Эти абсолютно неадекватные с точки зрения законности действия силовиков не оставляют ни властям, ни обществу права на получение ответов о мотивах, целях и адресности этих преступлений.   В связи с этим вызывает опасение принятие нового законопроекта по внесению поправок в Закон об антитеррористических мерах, где под террористические деяния подпадают не только насильственные, но и «иные» деяния, дающие властям карт-бланш в преследовании инакомыслящих. О том, что подобная трактовка, скорее всего, будет использована, подтверждает ряд обвинений в разжигании социальной розни – еще одна статья Уголовного Кодекса, где расплывчатые формулировки позволяют привлечь к ответственности любые протестные группы или индивидуальных лиц.

 

Отдельно можно отметить события на пограничном посту «Арканкерген», где погибли 15 пограничников. Обвинение выжившего солдата, построенное на следствии, содержащем массу процессуальных нарушений и логических нестыковок, а также суд, проходящий с откровенно обвинительным уклоном, разделило общество на две части, где большинство не верит в официальную версию происшедшего. Это стало вполне логичным ответом на все предыдущие действия силовых структур, доверие к которым у населения катастрофически снижается.

 

После принятия Закона о религии в Казахстане и, как следствие, после перерегистрации религиозных объединений их число сократилось на треть. В числе незарегистрированных оказались преимущественно небольшие религиозные группы, что заставляет говорить о политике дискриминации по религиозному признаку.

 

К сожалению, нападения на журналистов и судебные процессы над средствами массовой информации по обвинению в клевете или разжигании социальной розни, под которыми усматривается стремление чиновников закрыть «неудобные» масс-медиа, приобрели устоявшийся характер. Эта практика проявилась в преследовании газет «Уральская неделя», «Республика», «Взгляд» интернет-издания Guljan.org, телекомпании «Стан-ТВ». В общей сложности было закрыто более двадцати СМИ. Также вызывают тревогу постоянные попытки властей на законодательном уровне ограничить доступ населения к различным интернет ресурсам, в том числе к социальным сетям.

 

В сфере соблюдения свободы мирных собраний все осталось на прежнем уровне. Заявленное Генеральной прокуратурой намерение принять новый закон о проведении мирных собраний так и осталось намерением, в то время как в Казахстане продолжается практика ограничения права граждан на проведение мирных собраний, выражающаяся в привлечении к ответственности участников несанкционированных акций. Отмечаются случаи превентивных задержаний граждан, намеревающихся проводить собрания, с последующим осуждением их как за участие в собрании.

 

Большие надежды правозащитниками возлагались на реализацию государством Национального плана действий по правам человека на 2009-2012 годы. Однако по оценкам экспертов по основным 13 разделам, касающимся  гражданских и политических прав и свобод, план выполнен только на уровне 17 процентов. В основном были проведены запланированные мероприятия и предприняты законодательные инициативы, которые практически никак не поменяли практику.

 

Создание Национального превентивного механизма (НПМ) обсуждалось в стране на протяжении нескольких лет, однако пытки, чему в Национальном плане уделялось особое внимание, так и остались практикой закрытых учреждений и силовых институтов. На сегодняшний день НПМ не введен в действие, а разработанный законопроект существенно ограничивает пределы НПМ и полномочия участников, сужает виды учреждений доступных для независимого мониторинга. Принятие такого закона не обеспечит решения задачи эффективного предотвращения пыток.

 

К сожалению, ничего не сделано по приведению института Уполномоченного по правам человека в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека. Параллельно с этим передача пенитенциарной системы под юрисдикцию МВД и попытки создания параллельных Общественных наблюдательных комиссий позволяет говорить, что Казахстан, скорее всего, избрал путь не нулевой толерантности к пыткам, а замалчивания этого явления.

 

В числе положительных моментов можно отметить то, что авторами правительственного Доклада о ситуации с правами человека в Республике Казахстан за 2011 год, в  разделах о свободе слова, свободе мирных собраний и ряде других была использована информация и учтены рекомендации  из экспертных обзоров НПО.

 

Вместе с этим необходимо отметить, что в текущем году к Казахстану было приковано повышенное внимание международных правозащитных организаций, о чем свидетельствуют десятки отчетов о состоянии ситуации с соблюдением прав человека в нашей стране. О тревожности ситуации в этой сфере свидетельствует и последняя достаточно жесткая резолюцию Европарламента по Казахстану от 22 ноября 2012 г.

 

Понятно, что в оставшееся до конца года время ситуация уже не изменится, а это означает, что 2012 год останется годом продолжающихся нарушений прав и свобод человека в стране. Это также означает, что в новый 2013 год Казахстан войдет в список стран – нарушителей прав человека. Поэтому, перед казахстанским обществом еще более остро стоит задача по изменению ситуации с соблюдением прав человека в лучшую сторону.

 

 

 

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

 


Добавить комментарий

Смотрите также