Участники Платформы гражданской солидарности сожалеют о том, что Верховный представитель ЕС во время своего визита в Центральную Азию не стала затрагивать тему прав человека в ходе встреч с соответствующими правительствами стран Центральной Азии. И поскольку недавно ЕС стал обладателем Нобелевской премии мира за «продвижение мира и примирения, демократии и прав человека», подобное бездействие непростительно.
В период с 27 по 30 ноября 2012 года баронесса Кэтрин Эштон, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, провела свой первый официальный визит в четырех республиках Центральной Азии: Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане.
Среди тех, кто наблюдал за ходом ее визита, была Гражданская платформа солидарности – международная сеть организаций по правам человека, действующих в масштабах Европы и бывшего Советского Союза. Члены Платформы сочли данный визит чрезвычайно своевременным, чтобы передать сообщение в ЕС по поддержке прав человека и гражданского общества в качестве предпосылки для усиления возможностей торговли и сотрудничества с странами Центральной Азии.
Официальные визиты на этом уровне являются относительно редким явлением в Центральной Азии. Каждая из этих четырех республик сталкивается с огромными проблемами в области прав человека и демократии. Хотя существуют значительные различия между этими четырьмя странами, один аспект является общим для всех – движения за права человека находятся в достаточной изоляции, из-за чего на прибытие госпожи Эштон возлагались особые ожидания, особенно в связи с усилением политики ЕС в области прав человека с июня 2012 года.
Рамочная стратегия по правам человека и демократии ЕС усилила договорные обязательства для институтов ЕС, с целью «установления прав человека в центр своих отношений со всеми третьими странами». Хотя дискуссии К.Эштон с главами государств оказались закрыты для публики, ее публичные выступления свидетельствовали об одностороннем фокусе, направленном на энергетику и безопасность, в отсутствие понимания того, что в настоящее время в Центральной Азии наступил ключевой период для защитников прав человека.
По ее отказу осудить серьезные нарушения прав человека, особенно очевидного в заявлении Верховного представителя после ее визита в Казахстан, она не стала использовать свой мандат, чтобы «решительно поднимать вопросы прав человека на всех уровнях двустороннего политического диалога, в том числе на самом высоком уровне». В условиях эскалации ограничения на свободу выражения мнений, молчание ЕС и его неспособность вывести права человека на передний план повестки дня подчеркнул ухудшение среды для правозащитников в этой стране.
Визит резко контрастирует с международным признанием ЕС, полученным им 12 октября 2012 года, когда Нобелевский комитет объявил, что Нобелевская премия мира за 2012 год будет вручена Европейскому Союзу. В своем заявлении Нобелевский комитет отметил роль Европейского Союза, которую он сыграл в продвижении мира и примирения, демократии и прав человека.
За двадцать три года, прошедшие с момента падения Берлинской стены, Европейский Союз и его государства-члены проделали значительную работу по содействию соблюдения прав человека и демократических ценностей в Восточной Европе. Теперь наступил момент, чтобы направить эти ценности на те регионы бывшего Советского Союза, которые могут быть географически удалены от Брюсселя, но имеют общую историю с Европой через их культуру и членство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кроме того, Европейская служба внешних действий несет юридические обязательства по продвижению этих ценностей во всех отношениях с третьими странами, что представляется особенно важным в период, когда ограничения прав ставит под риск развитию демократии в Центральной Азии.