КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

О пользе своевременной смены любой власти

04.12.2012

 


Расхожие сентенции противников оппозиции не выдерживают серьезной критики


 


Тему этой статьи подсказал комментатор на форуме в Интернете, написавший: «Менять Назарбаева надо, но я, как и любой другой избиратель, могу его менять только на того, кто что-то заявит и предложит пути реализации заявленного. Вы можете назвать этого кого-то?» Захотелось ответить на этот вопрос, который давно уже используется в качестве дежурного аргумента против оппозиции.


 


Власть – как памперс: менять надо вовремя


 


Вы не задумывались, зачем в демократических странах периодически меняют людей во власти? Какой в этом смысл, если по большому счету принципиальных отличий в программах политиков нет? И те и другие обещают лучшую жизнь, но хотя она от этих обещаний, как правило, мало меняется, люди все равно каждые 4-5 лет устраивают сверхзатратные выборные кампании. Ответ на этот вопрос прост: главное в этом не то, кого выберут, а то, что меняют.


 


Власть – как памперс, ее предназначение в обеспечении удобства и комфорта организма страны, чтобы было тепло, сухо и ничего не мешало. Выбрал – и живи в свое удовольствие, не заморачиваясь на не нужные тебе проблемы. Но у власти, как и у памперса, есть свойство накапливать негатив, который мало того что дает скверный запах, но и мешает организму полноценно существовать.


 


Так устроены люди: попадая во власть, они, как правило, начинают забывать, для чего их туда выбрали – обеспечивать удобство и комфорт общественного организма. Нахождение во власти для них само по себе удобство и комфорт, поэтому попавшие во власть чем больше там находятся, тем больше хотят там же и оставаться.


 


Нет смысла объяснять, что бывает, когда памперс долго не меняется. То же самое и со властью. Мало того что это начинает нравственно дурно пахнуть, такая власть не в состоянии полноценно управлять страной. Причем сами находящиеся во власти этот запах не ощущают – они настолько им пропитаны, что им он благость. Тогда как окружающим впору нос зажимать.


 


Но вернемся к главному тезису тех, кто сетует, что нет у оппозиции конструктивных социально-экономических программ, способных увлечь людей. Сегодня это самая расхожая сентенция. На мой взгляд, проблема не в программах.


 


Власти регулярно принимают различные планы по диверсификации и индустриализации экономики, борьбе с коррупцией, возрождению села, помощи малому и среднему бизнесу, развитию здравоохранения, совершенствованию образования. Однако результат от них не просто нулевой, но иногда даже с минусом.


 


Проблема не в программах и даже не в новых идеях. Новых идей у того же Назарбаева хоть отбавляй, инициативы следуют одна за другой, каждая новая эпохальнее предыдущей, однако толку-то от них никакого!


 


Казахстанская экономика как была сырьевым придатком Запада, так и осталась. Как не было собственного производства, так оно и не появилось. Как процветала коррупция, так и процветает. В судах как творили беспредел, так и творят. Чиновники как воровали, так и воруют. Прошло двадцать лет, а основные системные проблемы как были, так и остались, более того, многие из них усугубились. Значит, проблема не в том, что декларируется, а в том, что делается.


 


И тут мы подходим к главному – к пониманию, что нынешняя власть уже не в состоянии полноценно решать стратегические задачи, стоящие перед страной. Созданная Назарбаевым система власти демонстрирует полную свою несостоятельность в части конструктивной деятельности. Вот главная проблема. При этом политический режим делает все, чтобы сохраниться как можно дольше.


 


Есть мнение, что Назарбаев и выстроенная им система политического авторитаризма являются главным тормозом развития страны. Отсюда вполне конструктивное предложение – смена Назарбаева, показавшего свою несостоятельность в решении проблем Казахстана. Лозунг «Казахстан без Назарбаева» – емкое выражение сути того, что предлагает оппозиция: смена действующего авторитаризма и обеспечение демократических принципов функционирования власти.


 


Это и есть первейшее и необходимейшее условие для начала широкомасштабных изменений в стране. Нужны новые правила игры, способные обеспечить всплеск активности гражданского общества, усиление роли СМИ в контроле над властью, условия для реальной борьбы с коррупцией, функционирование честных и справедливых судов и, как следствие всего этого, прекращение разворовывания и бездарной траты госсредств. А это минимум 1/3 бюджета.


 


И это только начало, так сказать, первые шаги. За ними появляется возможность дальнейших реформ во всех сферах государственной и общественной жизни. То, что невозможно при коррумпированности, крышевании, семейственности, откатах, VIP-дозволенности, ангажированности судов, вполне работает в атмосфере финансовой прозрачности, общественного контроля, гласности, торжества закона и честности судов.


 


Вот это и есть конструктив оппозиции, предлагающей конкретный механизм решения тех проблем, с какими власть не может справиться вот уже двадцать лет.


 


Кто жил в Казахстане без Назарбаева?


 


История знает только один способ проверки, чего стоят те или иные обещания политиков, – допустить их к власти. Пока оппозиция не была во власти, ни у кого нет никаких оснований обвинять ее в несостоятельности. Так что тем, кто постоянно кивает на несостоятельность оппозиционных идей, лучше помолчать: не было апробации этих идей, никто не жил в Казахстане без Назарбаева.


 


В этом смысле предлагаемое оппозицией куда более конструктивно, чем абсолютно не внушающее доверие громадье планов и программ Акорды, рассыпающихся как карточные домики при соприкосновении с жизнью. Власть не в состоянии ни объяснить эти проблемы, ни тем более их преодолеть: все только на уровне пафосного бла-бла-бла и нескончаемых понтов и амбиций. Увы, но именно с точки зрения конструктивной деятельности и возможностей созидания нынешняя власть уже недееспособна и неперспективна. Спрашивается, зачем нужна такая власть?


 


Смешно, когда защитники власти говорят об отсутствии конструктивных программ у оппозиции. Это называется поставить с ног на голову. Но нужно признать, что пока задурить мозги людям им удается. Судя по опросам социологов, большинство казахстанцев не видят прямой связи между тем, как они живут, и теми, кто ими правит.


 


Идеологическая зашоренность (сформированная как общей низкой политической культурой населения, так и властной пропагандой) предполагает общую установку, что если нет работы, батареи не греют, а чиновники берут взятки, то Назарбаев здесь ни при чем. До тех пор пока это будет в людях, нет никакого резона предлагать им лозунг «Казахстан без Назарбаева» – не поймут и не примут.


 


Граждане должны осознать связь между тем, как они живут, и проводимой властями политикой. Только после того, как человек САМ осознает, что эта власть не может и не хочет что-то менять в стране, будет востребована программа реформирования власти, предлагаемая оппозицией. Только после этого люди без всякой агитации, без призывов будут голосовать против этой власти или выходить на многотысячные митинги с требованием перемен.


 


Сегодня люди в своем большинстве боятся перемен, пребывая в глубочайшем заблуждении, что старая власть, пусть и плохая, лучше новой, пусть и хорошей. Это главная мировоззренческая проблема нашей гражданственности. Люди пока не увидели сходства власти и памперса, поэтому довольствуются удобством старого дурно пахнущего, не понимая, что истинная гражданская комфортность начинается при смене власти.


 


Телега впереди лошади


 


На мой взгляд, ошибка нашей оппозиции в том, что она пытается ставить телегу впереди лошади. Лошадь – это общественное мнение, а телега – смена власти. Увы, не поменяв общественное мнение, архисложно поменять власть.


 


Впереди по-любому должна быть лошадь – долгая кропотливая работа по дискредитации авторитаризма, формированию устойчивого мнения, что с этой властью каши не сваришь. Как только это будет достигнуто – запрягай лошадь в телегу: люди сами сделают свой выбор, по крайней мере процессы оппонирования власти будут носить совершенно иные формы.


 


Кто должен это делать? Естественно, оппозиция, общественные организации, представители творческой элиты – все те, кто хочет демократических перемен. Однако самую большую лепту в процесс дискредитации власти и промывания мозгов граждан вносит сама власть – ее чиновники, действия которых являются лучшей наглядной агитацией против режима. Главное – им не мешать.


 


Заметьте закономерность: чем больше в стране коррупции, чем позорнее наши суды, чем больше борзеют VIPы, чем больше преследуют оппонентов власти, чем больше закрывают СМИ, тем ниже рейтинг елбасы. Пока он, как говорят, на уровне 60%, но было-то 80! И эта тенденция сохраняется.


 


Чем большие усилия предпринимает власть, стараясь самосохраниться (а дело уже доходит до расстрелов), тем больше у нее проблем. А чем больше проблем, тем у все большего числа казахстанцев открываются глаза: они начинают понимать, что назарбаевщина – это в лучшем случае тупик, в худшем – путь в пропасть. Так что процесс идет, и хотим мы того или нет, остановить его нельзя. И это радует.


 


Сергей ДУВАНОВ


 


Публикация в газете «Азат» за 30.11.2012 и на интернет-портале «Республика»


<http://o53xo.ojsxg4dvmjwgs23bfvvwc6romjuxu.erenta.ru>


 


Добавить комментарий