Главные слушания по самому массовому и громкому убийству пограничников на заставе «Аркан-Керген» начались 19 ноября в городском суде Талдыкоргана. Суд проходит без присяжных заседателей, в полузакрытом режиме. Журналистов, освещающих процесс, изолировали в маленьком помещении с тремя мониторами и плохим звуком.
«Уберите прессу!» С такими словами, не дожидаясь предоставленного слова, выступил подсудимый Владислав Челах. Он потребовал у председательствующего судьи Ербола Ахметжанова выпроводить из зала всех журналистов.
-Убрать отсюда всю эту прессу. Я сам уже ничего не слышу, – закричал Влад Челах.
Его поддержали сторона защиты и государственные обвинители.
-Есть специальное технически оснащенное помещение, пусть пресса там находится, – сказал военный прокурор талдыкорганского гарнизона Дастан Секенов.
Мать подсудимого Светлана Ващенко, агрессивное поведение Влада к журналистам объясняет давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов.
– Но вы понимаете в каком состоянии ребенок. Там неизвестно как ему преподносят. Неизвестно как на него давят, – утверждает Светлана Ващенко.
Адвокат Сарсенов напомнил суду о своих ранее заявленных ходатайствах: о направлении дела на дополнительное расследование, о подсудности специализированному межрайонному военному суду по уголовным делам в Алматы. По мнению Сарсенова, проведение суда в Талдыкоргане является нарушением закона и нарушением права его подсудимого на защиту.
Защитник также потребовал отвода военного прокурора Дастана Секенова, заявив, что он нарушил ряд положений закона в ходе предварительных слушаний по делу, которые состоялись 12 ноября в военном суде Талдыкорганского гарнизона. По мнению Серика Сарсенова, в действиях прокурора «имеются признаки его заинтересованности в деле».
Адвокат также потребовал истребовать постановление правительства о порядке выдачи допуска к секретным материалам и дать оценку этому постановлению. По его мнению, документ противоречит конституции и международному пакту о гражданских и политических правах.
– Правительство незаконно присвоило гриф секретно. Оно лишило права граждан знакомиться с этим постановлением. Это получается правительство нарушило ст. 18 конституции Республики. На сайте правительства это постановление не опубликовано, – говорит Серик Сарсенов.
Он попросил суд проверить есть ли допуски к секретным материалам у технических сотрудников суда, у приставов, конвоиров и потерпевших. Если нет, то предложил помочь всем присутствующим получить допуск к секретным материалам.
Однако же суд отклонил все ходатайства Серика Сарсенова.
Свое возмущение в адрес суда и правоохранительных органов высказали члены комитета солдатских матерей. Гражданские активисты жалуются, им не дали возможность защищать в суде интересы родителей погибших солдат.
– Кроме как комитета солдатских матерей, родителей защищать будет некому. Я представляю в течение 20 лет во всех инстанциях уголовных делах по данным вопросам. Везде положено, а вот здесь прокуратура отклоняет, – говорит член комитета солдатских матерей Людмила Костенко.
Между тем, отдельные родственники погибших пограничников настаивают на невиновности Челаха. К примеру, отец Мейрхана Именова Сагындык Именов считает, что его сын жив.
– Я знаю, что мой сын жив, я везде ездил, спрашивал, мне говорят он и Рей живы, где-то их прячут, – утверждает Сагындык Именов.
Мать Дениса Рея Татьяна Рей сомневается, что суд вынесет справедливое решение. Женщина настаивает на том, чтобы их защищали члены комитета солдатских матерей.
Как известно «Дело Челаха» вызвало большой общественный резонанс не только в Казахстане, но и за его пределами. Многие эксперты считают, что в деле много нестыковок, требующих тщательного расследования. Много разговоров вызывает и геномная экспертиза останков пограничников. Даже экспертам из Германии не удалось идентифицировать останки двух погибших на заставе.
Поэтому родственники погибших пограничников, приехавшие на процесс, надеются, что суд не оставит темных пятен в этом резонансном уголовном деле.
– Для меня главное, чтобы суд был справедливым, – говорит Сагындык Именов.
Владислав Челах обвиняется по нескольким статья уголовного кодекса РК. Это «Убийство двух и более лиц», «Похищение личных вещей», «Похищение секретных документов», «Похищение оружия», «Незаконное ношение оружия», «Повреждение военного имущества», «Дезертирство» и незаконное проникновение в чужое жилое помещение. Военный прокурор Дастан Секенов отметил: Челах совершил все эти преступления на почве неприязненных отношений к сослуживцам.