Четыре с половиной тысячи жителей Костанайской области живут с советскими паспортами

04.10.2012

Эти данные представил Костанайский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека. Программа, по которой работают его сотрудники, инициирована ООН…


 


Тема людей с красными паспортами неоднократно поднималась на страницах газеты «Костанайские новости». Она давно уже требует обобщения и анализа. Нельзя ведь просто так списать «ничьих» людей, которые проживают на территории государства! Два года назад я писала о гражданине Грузии Нугзари Муселиани, который волей судьбы осел в Карабалыкском районе с красным паспортом. И только на этой неделе Нугзари Бигикович уезжает наконец домой, в Грузию. Два года тянулись его мытарства – и это уже после того как его делом вплотную занялась миграционная полиция! И если бы не помощь карабалыкского предпринимателя Сергея Рудоманова, который все это время помогал созваниваться, списываться, давал деньги на дорогу, неизвестно еще, как сложилась бы судьба Нугзари…


 


А на прошлой неделе (27.09.2012) в «КН» вышла другая моя статья – «Ничья гражданка». Проблема все та же, но уже связана с Екатериной Козиной. И в редакцию тут же обратились из Департамента по защите прав детей – его сотрудники намерены помочь женщине в оформлении документов, поспособствовать включению ее детей в акцию «Дорога в школу». Но первый звонок был из Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Юрист Евгений Цепенников предложил Екатерине помощь в переговорах с российской стороной – чтобы получить казахстанское удостоверение, Козиной потребуется справка, подтверждающая или опровергающая ее гражданство в РФ…


 


Оказалось, что представители Бюро уже не первый год помогают краснопаспортникам получить казахстанское гражданство или вернуться на родину. Существует специальная программа, по которой ведется такая работа. О том, как можно помочь людям выбраться из непростой ситуации, мне рассказал юрист бюро Евгений Цепенников.


 


Юрист Евгений Цепенников: «Проблему красных паспортов надо решать на законодательном уровне».


 


По его словам, программа, по которой он работает, инициирована Управлением Верховного комиссара по делам беженцев ООН, она работает во многих странах мира. В том числе в пяти приграничных регионах Казахстана – Алматы, Шымкенте, Таразе, Усть-Каменогорске и Костанае. Причем на территории нашей области программа действует уже восемь лет. Раньше по ней работали с беженцами, но их у нас в области было немного, всего 37. Теперь помощь оказывают людям, которые до сих пор живут с красными паспортами. Их, по данным Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека (2010 год), в области было около 4500. Правозащитники сотрудничают с МВД, Мин¬юстом, миграционными службами России, Грузии, Украины, Беларуси…


 


– Евгений, буквально неделю назад я получила от ДВД ответ, в котором значится, что у них нет сведений о количестве человек, которые живут с советскими паспортами. А вы сейчас называете цифру. Откуда же у вас сведения?


 


– Эти данные собирала юрист, которая работала до меня. Делала запросы в ДВД Костанайской области, Управление юстиции, списывалась с районами, особенно приграничными. Информацию представляли районные отделы внутренних дел и районные акиматы. Кстати, акиматы – это, кажется, единственные государственные органы, которые действительно заинтересованы в том, чтобы люди с красными паспортами могли получить удостоверения. Ведь с советским паспортом человек не может принимать участие в выборах…


 


– Какие же услуги вы оказываете?


 


– В первую очередь, бесплатную юридическую консультацию – часто люди ведь даже не знают, с чего начать, куда обратиться. Ведем также переписку с другими государствами. Списываемся, к примеру, с федеральной миграционной службой России. Дело в том, что людей с советскими паспортами непременно направляют в посольство. А там нужно выложить приличную сумму за одну только справку (к примеру, в российском – 18000 тенге), плюс в посольстве есть только данные о тех, кто получил или не получил гражданство России на территории Казахстана. Если человек родился в России, посольство не даст ему ответа. С запросами, которые направляем мы, тоже не все так просто. Очень долго нужно ждать ответа, да еще не факт, что придет подтверждение. Бывают ситуации, когда там не могут определить, где же человек получал паспорт. И все, обратившийся «зависает».


 


Однако идти в миграционную полицию и делать документы таким людям все равно приходится самостоятельно. А ведь среди них много пожилых, неблагополучных. Неужто их нельзя каким-то образом легализовать? По словам Евгения Цепенникова, филиал поднимал этот вопрос на разных уровнях.


 


– Мы предлагали таким людям выдать удостоверения лиц без гражданства, – подчеркнул он. – Это официальный документ, который на территории Казахстана действует наравне с обычным удостоверением. Можно и по стране передвигаться, и пенсию получать. Но в Казахстане закон запрещает двойное гражданство. И были случаи, когда выявлялись попытки его получить. Поэтому при документировании таких людей самое главное – выявить, гражданами какой страны они являются.


 


Скорее всего решить эту проблему можно только на законодательном уровне. И правозащитники уже готовы обратиться за помощью к депутатам парламента, ведь этот вопрос касается жизни многих людей – из-за непорядков с документами они не могут ни пенсию получить, ни социальные выплаты. А большая часть из них – пожилого возраста…


 


Конечно, у любознательного читателя неизбежно возникнет вопрос: а для чего ООН выделять деньги на финансирование подобных программ? Оказывается, международное сообщество заинтересовано в искоренении апатридов (это лица, не имеющие какого-либо гражданства или подданства и не обладающие доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству). Конечно, тех денег, которые выделяет ООН на такое благое дело, хватает только на минимальную помощь. Если все же человеку нужно ехать в посольство, делает это он за свой счет. Понятно, что едут единицы…


 


– А каких-либо государственных программ подобного рода не существует?


 


– Нет.


 


… В начале этого года бюро давало рекламу – бегущую строку на телевидении. За один месяц пришло около ста человек.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Костанайские новости»


www.kstnews.kz/news/society/social/chetyre_s_polovinoj/


 


Добавить комментарий

Смотрите также