Согласно представленному правозащитниками обзору, выполнение рекомендаций к разделам Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 гг. в первые два года его работы является неудовлетворительным.
В количественном выражении выполнено только 17% рекомендаций. По мнению экспертов, это очень низкий показатель, свидетельствующий о крайне неудовлетворительной работе министерств, ведомств и организаций, ответственных за выполнение данного плана.
«Что касается фундаментальных политических прав и свобод человека, то никакого улучшения не наблюдается со свободой объединения (ассоциации) и свободой мирных собраний. По-прежнему в Казахстане запрещена деятельность незарегистрированных общественных организаций, а регистрация рассматривается не как техническая процедура получения статуса юридического лица, а как средство идеологического контроля за создаваемыми общественными объединениями граждан, в том числе и религиозными общинами», – сказал Евгений Жовтис, председатель Совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ).
По его словам, право на свободу мирных собраний может быть реализовано только в рамках жестко разрешительных процедур. В больших городах практически запрещены демонстрации и шествия, поскольку власти определили для проведения мирных собраний одно-два места на окраинах городов, что делает невозможным проведение демонстраций, отметил эксперт.
Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследования правовой политики (LPRC), считает, что положения Национального плана по вопросам прав человека в стадии предварительного следствия и дознания и по стандартам справедливого судопроизводства не были реализованы в полном объеме в период его действия.
«Национальный план не достиг своей цели по созданию комплексной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и международные стандарты и нормы. Дальнейшие перспективы по совершенствованию правозащитных механизмов в Казахстане весьма туманны в свете последних предложений Генеральной Прокуратуры, представленных в проекте новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РК», – добавила она.
Директор Костанайского филиала КМБПЧиСЗ Анастасия Миллер отметила, что раздел Национального плана в части права на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период 2009-2012 гг. выполнен на половину. Кроме того, по словам эксперта, те законодательные изменения, которые произошли, мало повлияли на правоприменительную практику.
«По большей части акты пыток не расследуются должным образом: быстро, эффективно и независимым органом. Национальный превентивный механизм по-прежнему не работает в Казахстане, а общественный контроль в виде Общественных наблюдательных комиссий после передачи уголовно-исполнительной системы в Министерство внутренних дел стал испытывать серьезные препятствия в своей деятельности», – сказала Анастасия Миллер.
Адиль Джалилов, председатель Медийного альянса Казахстана, отметил как практически полную нереализацию Нацплана в области свободы слова и получения информации, так и обратную динамику – ухудшения ситуации с данным правом в Казахстане. Целый ряд нормативных актов, принятых в стране в последние годы, напрямую противоречат Нацплану, а именно рекомендации «Совершенствовать законодательство, регулирующее деятельность СМИ, с учетом с учетом международных правовых актов в сфере прав человека, ратифицированных Республикой Казахстан».
К этому можно отнести: законы «о Лидере Нации», предусматривающий уголовное наказание от крупного штрафа до 3 лет лишения свободы; закон о защите частной жизни (до 5 лет лишения свободы); закон о регулировании Интернет, приравнявший все интернет-ресурсы к СМИ и вводящий новые основания для закрытия СМИ и др.
Эти и другие нормативные акты, а также правоприменительная практика всерьез беспокоят гражданское и медийное сообщество, равно как и некоторые заявления ключевых государственных персон. В качестве примера можно привести недавнее заявление министра культуры и информации о «мерах по недопущению распространения альтернативной информации по всем каналам распространения – ТВ, газеты, Интернет» на время возникновения ЧС, а также «о недопущении распространения неофициальной информации и негативной интерпретации официальной информации, которая ставит под сомнение достоверность информации, компетентность спикера, призывает граждан к совершению каких-то действий».