Погибших не вернуть, но хотя бы назвать причины!

20.08.2012

   


От юго-западной окраины южной столицы, по восточной стороне микрорайонов «Орбита» и дендропарка «21 век», переименованного не так давно в Парк Первого Президента Республики Казахстан, в сторону гор идёт автомобильная дорога вдоль реки Большой Алматинки, пересекаемой несколькими километрами выше селезащитной плотиной. Чуть выше южного конца плотинного котлована поперёк дороги перекинута трёхпроёмная арка с надписью по фронтону: «Иле-Алатауский государственный национальный природный парк».


 


Сбоку от арки стоит домик нацпарковского экологического поста – сокращенно «Экопост», каковое сокращение стало и названием остановки 28-го маршрута. Сейчас автобусы останавливаются прямо под аркой, а до недавнего времени чуть ниже её стоял бетонный павильон остановки «Экопост», три года назад ставший братской могилой для 11 человек, ожидавших автобуса или подходив­ших к остановке по обочине со стороны арки.


 


 16 августа 2009 года ту остановку смёл с лица земли потерявший управление самосвал марки Steyr 2000 SX 3254, здесь же он и сам разбился в щепки (см. фото, сделанное в момент прибытия спасателей и тогда же выставленное кем-то в Интернете и скачаннное оттуда Александром Голубом, братом погибшего Романа Голуба). Водитель того самосвала погиб, как потом установила экспертиза, оттого что у него остановилось сердце. Но экспертиза оставила без ответа вопрос о том, когда именно остановилось – где-то на полпути между ГЭС-2 и экопостом или уже после того, как самосвал проехал под аркой экопоста, не задев опор арки.


 


Один из свидетелей, пожилой человек Евгений Анисимов, у которого в тот день погибли жена и сын, а внучка и он сам были тяжело ранены и пережили долгое лечение, вспоминает теперь, что самосвал нёсся вниз по шоссе не как совсем неуправляемый – было видно, что водитель пытается совладать с уп­ра­влением и избежат наезда на людей. Как ни удивительно это может показаться, но ни сам Евгений Степанович, ни родственники других погибших Александр и Эмма Голуб, Наталья Бабенко и Джамиля Туленова считают водителя самосвала Cабыра Нажмидинова не убийцей своих родных, а тоже своего рода жертвой того ДТП.


 


 Вместе с вдовой водителя Улазар Нажмидиновой, специально приехавшей в мегаполис из отдалённого райцентра Чунджа, они вшестером провели 13 августа пресс-конференцию, на которой рассказали журналистам о том, как три года добивались если не уголовного наказания, то хотя бы морального осуждения тех, кого считают виновниками трагедии. Это владельцы и руководители корпорации «Прогресс», осуществлявшей в 2009-2011 годах работы по реконструкции автодороги ГЭС-2 – Большое Алматинское озеро – Космостанция.


 


Злополучный самосвал принадлежал этой компании, в тот вечер он возвращал­ся со стройки порожняком на автобазу в городе. Контрольная служба корпорации утром того дня не проконтролировала техническое состояние грузовика перед выпуском его на линию, а медицинская служба не проверил состояние здоровья водителя. Рабочие корпорации – как водители, так и дорожные строители – отрабатывали смены по 12 часов, ночевали по неделям во времянках прямо на дороге – и никого это не волновало


 


Такая картина вполне себе типична для многих больших и малых строек нашего «дикого госкапитализма», в упор не воспринимающего таких завоеваний трудя­щих­ся XX, как восьмичасовой рабочий день и соблюдение норм охраны труда, гарантированных действующим Трудовым кодексом. Привлечь внимание правительства и общества к этой проблеме как раз и пытаются родственники жертв той дорожной трагедии в Большом Алматинском ущелье.


 


На сегодня последние события на этом фронте – постановление прокурора Карасайского района Алматинской области от 4.05.2012 об отмене постановления следователя областного ДВД от 5.04.2012 о прекращении уголовного дела, впер­вые возбуждённого ещё в августе 2009-го. И число таких постановлений «возбудить – прекратить – отменить и вновь возбудить» перевалило за десяток ко дню трёхлетней годовщины дорожной трагедии.


Андрей СВИРИДОВ


 


Добавить комментарий