Президенту Республики Казахстан
Назарбаеву Н.А.
От Ахмедьяровой Ж.
Солодухина Д.О.
Осужденных по делу БТА банк
по ч.5 ст.28 п. «а,б» ч.3 ст. 176 УК РК
пособничество в хищении
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Обращаемся к Вам с большой надеждой, что Вы примете участие в нашей судьбе и поможете вернуть утраченную веру в справедливость.
В середине февраля 2009 года, в числе сотрудников Банка и компаний заемщиков, из чувства страха мы покинули пределы Казахстана. Мы работали не в структуре Банка, а в компаниях заемщиках, кредитовавшихся в БТА Банке. Скрываясь в Москве, все больше убеждались в ошибочности своего « бегства», так как в сговоре с руководством Банка не состояли, лично нечего не похитили. При рассмотрении дела в суде установлено, что активы компаний, где мы работали, в виде земельных участков, квартир, паркингов в Жилых комплексах, расположенных на территории г.Алматы и Алматинской области в полном объеме согласно балансов, находятся в залоге в АО «БТАБанк». Мы понимали, что должны вернуться, но нас держал страх.
13 ноября 2009г., во время “прямой линии” лично Вы, Нурсултан Абишевич, выразили готовность простить раскаявшихся в своих деяниях бывших чиновников и банкиров, если ими не нарушены законы, и помиловать тех из них, кто встал на путь исправления. Мы были очень благодарны Вам за обращение, которое давало надежду на справедливое решение наших судеб на Родине.
Окончательное, добровольное, осознанное решение о возвращении было принято после ряда публикаций в СМИ, в которых помощником Генерального Прокурора РК – руководителем следственной группы Ихсангалиевым Сакеном Избасаровичем неоднократно было озвучено, что Генеральной прокуратурой будут приняты максимальные меры по облегчению участи лиц, находящихся в розыске. В одной из публикаций в республиканской газете «Экспресс К» от 4 апреля 2009 года было озвучено персональное обращение ко мне, Ахмедьяровой Жанне, цитируем: « По нашим данным, среди скрывающихся от следствия лиц царит кризисное настроение. Каждый человек делает свой выбор в жизни. Если иметь в виду второстепенных исполнителей, то им сегодня самое время это сделать. А может быть, пора подумать о собственных интересах? Следствие предлагает этим обманутым людям вернуться и принять участие в следственных действиях. Тогда будут приняты максимальные меры по облегчению их участи. Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с искренним раскаянием, оказанием содействия следствию и принятием мер по возмещению причиненного ущерба. Это касается Каримова, Ризоева, Ахмедьяровой и других введенных в заблуждение лиц».
1 сентября 2009 года была опубликована большая статья Информационным агентством КазТАГ, где говорилось, цитата: «Следственная группа располагает достаточными данными о судьбе этих и других лиц, которые в настоящее время пока не объявлены, но подлежат в дальнейшем объявлению в розыск. Многие из этих людей выполняли в составе организованной группы по хищению средств АО “БТА банк” и АО “Темiрбанк” второстепенные или эпизодические роли. Их трагедия заключается в том, что большинство из них в бытность работниками БТА и руководителями специально созданных в целях хищения компаний, подверглись плотной психологической обработке и запугиванию с участием специально нанятых адвокатов на специальном сборе в Бишкеке в начале марта этого года и согласились покинуть страну.
В целом же, следственная группа поддерживает такие контакты и готова оказать большинству из этих людей, в том числе и обвиняемым Рифату Ризоеву и В. Ефимовой, необходимое процессуальное и иное содействие. Тем более что в активе уже есть факты явки с повинной и процессуальной реабилитации лиц, ранее находившихся в розыске».
На тот момент действительно в активе следствия были факты явки с повинной и прекращение уголовного преследования с применением ст. 65 УК РК. Мы поверили заверениям официальных лиц, искренне сожалели о случившемся, раскаивались и приняли единственное правильное в сложившейся ситуации решение о добровольном возвращении на Родину.
26 ноября 2009 года в интервью информационному агентству КазТАГ Генеральный Прокурор РК Мами Кайрат Абдразакович отметил, что двое обвиняемых по делу АО «БТАБанк» Ризоев Р. и Серго Э. обратились в органы прокуратуры и вернулись в Казахстан. Работа по возвращению других лиц продолжается. Возвращению Ризоева Р. и Серго Э. содействовал украинский адвокат Туев Олег Альбертович.
В начале декабря 2009 года через Туева О.А. нами были переданы заявления в Генеральную прокуратуру о добровольном возвращении на Родину и готовности сотрудничать со следствием. После достижения с руководством Генеральной прокуратуры РК соглашения и получения гарантий нашей безопасности в декабре 2009 года мы вернулись в Казахстан. Нужно ли говорить, как страшно было возвращаться, когда не понимаешь всего происходящего. Олег Альбертович убеждал нас в благополучном исходе дела, искренне верил в это сам. Нам было обещано, что по окончании расследования уголовного дела уголовное преследование будет прекращено в соответствии со ст.65 УК РК.
В течение 10 месяцев после возвращения мы активно сотрудничали со следствием, никаких нареканий со стороны следствия не было. Руководитель следственно-оперативной группы (СОГ) Ихсангалиев С.И. хвалил нас за четкость понимания вопросов, за помощь в расследовании уголовного дела. А потом мы оказались совершенно обескуражены, так как в связи со сменой руководителя СОГ создалась ситуация, когда вновь назначенный руководитель Иванов Д.Ю. цинично заявил нам и нашему казахстанскому защитнику Душаниной С.А., что не располагает информацией о нашем возвращении, о достигнутых ранее договоренностях. Логическим завершением позиции Иванова Д.Ю. «Я лично вам ничего не обещал» стало нарушение обязательств о применении ст. 65 УК РК и направление нас в суд.
Уважаемый Нурсултан Абишевич, мы так и не смогли понять, как можно в связи со сменой руководителя СОГ занять позицию, что мы не «возвращенцы», что по нам не было никаких гарантий. Разве в органах ГП нет правопреемственности, и смена Генерального Прокурора и руководителя СОГ аннулировала все принятые руководством ГП на себя обязательства? Такого же не должно быть в принципе, но все это есть и чудовищность такой ситуации мы прочувствовали на себе.
Г-м Ивановым Д.Ю. были проигнорированы все публичные обращения, из дела изъяты документы, подтверждающие наше возвращение. Нам приходилось доказывать очевидные вещи; что мы вернулись! Убедившись в нарушении всех гарантий, мы обратились с жалобами к Генеральному прокурору Мами К.А., к Вам на сайт и в администрацию. Как результат получили новое обвинение, объем которого Иванов Д.Ю. надуманно, необоснованно увеличил.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Поймите наше отчаяние. Разве мы могли предполагать, что нас обманут официальные лица страны? За все время расследования нам никто так и не объяснил, почему уголовное преследование не было прекращено. Мы понимаем, что объяснять просто нечего, потому что, при наличии всех объективных причин для прекращения уголовного преследования мы имеем страшный результат – находимся в тюрьме. В силу этических причин не хотелось переходить на лица, но мы вынуждены это сделать. Как объяснить, что вне судебных процессов (ст. 65 УК РК) оказались те, у кого по 30 эпизодов обвинения, а с одним эпизодом осуждены к лишению свободы? Чем руководствуются следственные органы и суд, проявляя такую избирательность, тенденциозность, необъективность? В чем наша социальная опасность, необходимость изоляции и помещения в следственный изолятор? Не поддается логике, как можно не выполнить обещания в отношении нас, когда ст.65 УК РК избирательно применена 29 лицам, у некоторых из них объем обвинения больше нашего в разы. Мы не говорим о виновности этих лиц, это не наша компетенция. Но должна же быть логичность действий руководителя СОГ и хоть какое – то здравое объяснение принимаемых им решений.
Господин Президент, по нашей личной просьбе Туев О.А. несколько раз прилетал в Казахстан, был на приеме у официальных лиц ГП. По факту исчезновения из дела документов, подтверждающих наше возвращение, г-н Тлеугалиев И.А. обещал провести служебное расследование. Но до сих пор расследование не проведено. В последний визит в ноябре 2010 года Туев О.А. был на приеме у Генерального прокурора РК Даулбаева А.К. Расследование дела было закончено и дело направлялось в суд. В тот момент ГП уже нарушила принятые на себя обязательства, так как уголовное преследование в отношении нас прекращено не было. Мы четко понимали, что теперь наша судьба в руках суда, а ведь гарантии нам давал не суд и исход дела мог быть любой. В сложившейся ситуации Туев О.А. высказал свое возмущение г-ну Даулбаеву А.К., который просил убедить нас не затягивать с ознакомлением дела, так как у него «горят» сроки и заверил Олега Альбертовича, дав слово офицера, что, цитируем: «Ахмедьярова Ж. и Солодухин Д. ни одного часа не будут находиться в тюрьме».
Но весь ход судебного процесса, выступление прокуроров в прениях показали лживость всех обещаний. Сторона обвинения просила назначить нам, как и всем, по 6 лет лишения свободы, не учла возвращение в качестве смягчающего вину обстоятельства. Понимая чудовищность создавшейся ситуации, украинский адвокат направил письмо в Медеуский районный суд города Алматы, где выразил готовность прилететь в Казахстан и под присягой дать показания в суде. Чего боялись представители прокуратуры, высказав свое мнение против допроса Туева О.А.? Суд проявил необъективность, прислушался к мнению прокуроров и в удовлетворении ходатайства о допросе г-на Туева отказал. Тем самым наше право на защиту было грубо нарушено.
В тоже время, Генеральная прокуратура РК «оглянулась» на это письмо и в репликах просила назначить наказание условно, так как вдруг узрела то, чего не замечала более года – что мы вернулись!!! Но сейчас мы понимаем, что истинной целью этого шага было только желание «прикрыть» себя, а не исполнить обязательства. Свидетельством тому стали дальнейшие действия, а точнее бездействия ГП. На аргументированное обращение защитника о внесении протеста был получен формальный ответ. Протест на приговор суда не внесен. Служебное расследование по факту изъятия из дела документов проведено не было, виновные не наказаны. Что же касается нашей судьбы, пафосно обещанные на весь мир меры максимального смягчения участи превратились в максимально назначенное наказание.
Данную ситуацию расцениваем не иначе, как обман. Обманули нас, обманули украинского адвоката Туева О.А. Юридически у нас с ним действует соглашение на оказание правовой помощи. Но ведь есть еще человеческие, моральные обязательства. Олег Альбертович в прямом смысле привел нас за руку и передал следственным органам. Он искренне переживает за нас. Но все его попытки прояснить ситуацию, понять, почему не выполнены обещания, не увенчались успехом, так как руководство ГП игнорирует его телефонные звонки и на контакт не идет. Мы не понимаем, как можно так поступать с адвокатом другого государства, которому совсем недавно от имени Генеральной прокуратуры РК в СМИ выражалась благодарность за помощь в расследовании уголовного дела? Считаем, что представители Генеральной прокуратуры РК своими безответственными действиями могут подорвать имидж нашей страны в глазах мирового сообщества.
Неужели правы те, кто не поверил заверениям официальных лиц нашего государства и продолжает скрываться от следствия и суда?
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Мы просим Вас принять участие в нашей судьбе. Глубоко убеждены, что как глава государства и человек слова Вы примете справедливое решение.
С уважением
Ахмедьярова Ж. Солодухин Д.О.
ЗДЕСЬ вы можете скачать заявление украинского адвоката Олега Туева