ООН – Казахстану: Иду на Вы!

28.07.2012

Ну вот и доигрались… Комитет против пыток Организации Объединенных Наций впервые в истории вынес решение против нашей страны. Представители международного сообщества встали на защиту простого костанайца Александра Герасимова, едва не погибшего от пыток в полиции. Его трагическую историю наша газета впервые рассказала читателям еще в 2007 году…

 

На родине Герасимов добиться защиты своих прав не смог до сих пор, несмотря на железные доказательства вины полицейских. Все государственные органы, словно сговорившись, твердят: да, человек пострадал, но установить виновных невозможно. А значит – нет оснований и для оказания помощи Герасимову, который весной 2007 года едва вырвался из здания Южного отдела внутренних дел Костаная. Сегодня он, по сути, инвалид, страдающий от последствий серьезных черепно-мозговых травм и жестоких побоев. С помощью столь немудреных методов полицейские выбивали из Александра признание в убийстве соседки, которого он не совершал.

 

Серия наших публикаций об этом примере вопиющего нарушения прав человека вывела историю Герасимова в разряд неординарных событий. Газетные статьи о судьбе и противостоянии обычного человека произволу силовой системы признавались лучшими на международных конкурсах. Однако все эти годы дело практически не сдвинулось с мертвой точки. И лишь поддержка юристов Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) помогла привести его к столь важному, серьезному и неожиданному для нашего государства результату.

 

Интересно, что Герасимов – действительно обычный гражданин, не занимающийся ни партийной, ни общественной деятельностью – ничем таким, что могло бы нанести ущерб государству. К слову, оппозиционеры всех мастей неоднократно пытались привлечь его на свою сторону и использовать в своих политических играх. Но Герасимов на такие предложения “не велся”, потому и свободен от подозрений в самопиаре и сколачивании политического капитала. Вот и не ясно сейчас важным чиновникам, что делать и как вообще мог случиться такой конфуз на международном уровне вокруг персоны ничем вроде не примечательного костанайца? А делать что-то надо, потому как в течение 90 дней после получения решения Комитета ООН казахстанской стороне необходимо предпринять реальные шаги для исправления положения.

 

Однако сам Александр Герасимов ничего уже не хочет. Сегодня он даже не отвечает на мои телефонные звонки, предпочитает держать связь через своих родителей. Мало того – в прошлом году, когда стало известно, что делом занялся Комитет ООН, Александр вдруг… отказался от услуг адвоката и вообще от участия в разбирательствах.

 

Между прочим, перед тем как дело Герасимова было передано в Комитет против пыток ООН, им занималась известная независимая правозащитная организация Open Society Justice Initiative (OSJI) – «Правовая инициатива открытого общества». 22 апреля 2010 года OSJI распространила по всеми миру пресс-релиз, в котором было отмечено: Казахстан как «председатель ОБСЕ критикуется за полицейский произвол». В результате Генпрокуратура была вынуждена отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников Южного ОВД Костаная. Позже стало известно о создании межведомственной следственной группы по делу. Работа доблестных следователей вскоре привела к замечательному результату: Герасимов отправил в казахстанский МИД письмо для передачи в Комитет ООН, оно было написано на английском языке и заверено нотариально. Автор просил международные инстанции прекратить расследование и отказался от своих прежних показаний. Налицо, так сказать, последствия следствия…

 

– Новое расследование, инициированное прокуратурой, только ухудшило состояние жертвы, – убеждена директор костанайского филиала КМБПЧиСЗ Анастасия Миллер. – Они отправили его (Герасимова. – С.К.) в психбольницу для проведения экспертизы, хотя он не хотел туда идти. Его подвергали долгим допросам, вновь вынудили встретиться с полицейскими-обидчиками, постоянно звонили с какими-то угрозами. Он искал у нас защиты, просил помочь с адвокатом. И вдруг бросает «отказное» письмо в ящик прокуратуры. Позже, когда я встречалась с ним в Астане, наш разговор проходил под пристальным наблюдением людей в штатском. Он тогда сказал мне полушепотом, что его вынудили от всего отказаться.

 

В решении Комитета ООН, которое уже опубликовано на сайте http://tb.ohchr.org, эта ситуация охарактеризована так:

 

«Действия Герасимова не могут быть расценены как его свободная воля, документы – как написанные без запугивания и принуждения. Комитет считает, что государство своим вмешательством нарушило право на подачу жалобы».

 

Вот еще несколько цитат из этого документа:

 

«Комитет, изучив все материалы дела, пришел к выводу, что государство не предприняло всех мер и не провело быстрого, беспристрастного и эффективного расследования заявления о пытках. Государство не защитило свидетелей – семью Герасимова – от преследований».

 

«Комитет установил, что Герасимов получил телесные повреждения, находясь в полиции, и ему не был предоставлен адвокат. Герасимову было отказано в доступе к независимой медицинской помощи. Кроме того, его задержание не было зафиксировано должным образом».

 

«Комитет выражает обеспокоенность, что проверка жалоб о пытках была поручена Южному отделу полиции, где Герасимов и был избит. Позже расследование передали в более высокую инстанцию – управление собственной безопасности ДВД, но подобное расследование также не является эффективным и беспристрастным».

 

«Комитет признал, что отсутствие расследования привело к невозможности заявить гражданский иск для получения компенсации».

 

В итоге нашу страну убедительно просят вспомнить о том, что Казахстан является государством-участником конвенции против пыток. А значит, обязан провести результативное расследование, установить виновных, отдать их под суд, а также гарантировать истцу и его семье защиту от любых форм угроз и запугивания. По мнению Комитета против пыток ООН, Казахстан должен предоставить Александру Герасимову «полную и соответствующую компенсацию за причиненное страдание, включая компенсацию на восстановление здоровья, и предотвратить подобные нарушения в будущем».

 

– Но как быть, если сам Герасимов, судя по всему, уже настолько напуган, что не хочет никакой суеты вокруг своего имени? – спросил я у Анастасии Миллер.

 

– У государства все же есть шанс загладить вину, предоставив жертве пыток возможность пройти реабилитационные мероприятия, включая получение денежной компенсации, – считает она.

 

Словом, государству явно не избежать неприятностей имиджевого плана, если не отреагировать на ООНовскую претензию. Хочешь не хочешь, а отвечать необходимо. Рискну предположить, что теперь наши силовики приложат максимум усилий, чтобы уговорить Герасимова обратиться с иском в суд, как когда-то убеждали его от этого отказаться…

 

ИСТОЧНИК:

Газета «Время»

www.time.kz/index.php?module=news&newsid=28401

 

 


Добавить комментарий