На днях у Комитета национальной безопасности вновь обострился интерес к незарегистрированной партии «Алга». Сразу в нескольких регионах руководителям и активистам местных филиалов партии вручили повестки на допросы. Следователей интересовали связи «алговцев» с Мухтаром Аблязовым, источники финансирования партии, а также роль в партии Владимира Козлова.
– Больше всего КНБ-шников интересовала скайп-конференция областных лидеров алговцев с Мухтаром Аблязовым, которая состоялась года два назад, — рассказала нам координатор карагандинского областного комитета по созданию НП «Алга» Валентина Махотина. — У них была распечатанная копия этой конференции. Спрашивали, давал ли Аблязов нам указания, как работать. Я им сказала, что Аблязов вообще не является членом партии и даже членом координационного комитета. Следовательно, он не имеет права давать никаких указаний.
Валентина Викторовна назвала действия сотрудников КНБ вмешательством в свою личную жизнь:
– Я спросила их, откуда у них эта распечатка. Это мое личное дело, с кем я общаюсь! Они мне ничего не ответили.
Также, по словам г-жи Махотиной, ее спрашивали, является ли Владимир Иванович Козлов лидером партии:
– Я им ответила, что Козлов никогда не претендовал на звание лидера, так как мы планировали сделать партию «Алга» партией региональных лидеров.
Заслуживает внимания обстановка, в которой проходил допрос:
– Я на столе заметила чехол от видеокамеры. А справа от меня находилось непрозрачное стекло. Думаю, они записывали разговор на камеру.
По ее мнению, вызов в КНБ связан с делом о разжигании социальной розни, в котором обвиняется Владимир Козлов:
– Я думаю, что из незарегистрированной партии «Алга» хотят слепить организованное преступное сообщество, а Козлова сделать его лидером, — подытожила г-жа Махотина.
Руководитель филиала незарегистрированной партии «Алга» по Кызылординской области Мухит Нурмахан сообщил, что повестки получило множество алговцев.
– Меня тоже вызывали в областной департамент КНБ по делу Козлова. Повестку дали мне и нашим сотрудникам: офис-менеджеру Меруерт Кулумбетовой, пресс-секретарю Урдие Бакировой, моему помощнику Жеткергену Жусупову. Не обделили вниманием и тех, кто уже у нас не работает.
По информации г-на Нурмахана, во время беседы, длившейся около полутора часов, сотрудники КНБ интересовались, кто спонсировал поездки «алговцев» на митинги, которые проходили в Алматы и в других регионах, а также знает ли он Мухтара Аблязова.
– Я им ответил, что его не знаю, так как он не член партии. Спрашивали, кто спонсировал поездку 19 января 2010 года в Астану. В тот год было три года, как нашу партию не регистрировали. Я им ответил, что сам профинансировал эту поездку. Задавали вопросы по скайп-конференции с Мухтаром Аблязовым. Мне показали распечатку. Я подтвердил, что участвовал в конференции, но не помню, о чем шла речь, потому что в тот день был очень болен.
Николай Чумаков, бывший пресс-секретарь, а ныне волонтер костанайского филиала оргкомитета по созданию партии «Алга», не смог поделиться с нами, о чем шла речь на допросе, так как подписал бумагу о неразглашении.
– Могу лишь сказать, что допрашивали по делу Козлова, фамилия следователя ДКНБ г. Костаная, который меня допрашивал, Валиев Р., имя не помню. Допрос длился три часа. Насколько я знаю, вызывали не только меня, а всех, кто входит в оргкомитет.
Андрей ЦУКАНОВ (интернет-портал «Республика» 12.07.2012
<http://www.respublika-kaz.info/news/politics/23891>)