Беспрецедентный процесс проходит в Костанайском городском суде. Собкор республиканской газеты «Время» Стас Киселев решил отстаивать права журналиста в судебном порядке. В исковом заявлении он требует признать незаконными действия и бездействие начальника костанайского СИЗО Кайрата Омарова и начальника департамента уголовно-исполнительной системы по Костанайской области Азамата Базылбекова, а также взыскать с них в качестве возмещения морального вреда по 5 тенге.
История, послужившая поводом для судебного иска, берет начало в декабре прошлого года. Тогда в Костанае начался громкий судебный процесс по обвинению 14 заключенных, который устроили бунт в УК 161/2. Место на скамье подсудимых занял и Серик Джаманаев (Серик-Голова), которого на процессе именовали вором в законе. По версии обвинения, он был организатором акции протеста заключенных. Процесс объявили открытым, но попасть на него ни пресса, ни правозащитники не могли долгое время. Дело рассматривалось в СИЗО Костаная, руководство которого пропускало в зал заседания только адвокатов, судью, секретаря судебного заседания и свидетелей.
Попасть на псевдооткрытый процесс Стасу Киселеву удалось лишь в качестве свидетеля. Он посещал колонию в составе Общественной наблюдательной комиссии как раз в то время, когда происходил бунт. После дачи показаний Киселев намеревался и дальше присутствовать на процессе, но в этом ему отказал начальник СИЗО Кайрат Омаров. «Нет мест», – пояснил начальник СИЗО.
Стас Киселев написал в заявление в прокуратуру с просьбой принять меры к Омарову, который, по мнению журналиста, нарушил статью 352 КоАП РК (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста). Ходатайство ушло в департамент УИС, начальник которого Азамат Базылбеков письменно ответил Киселеву, что нарушений в действиях Омарова нет.
Уже на первом заседании ответчики пытались замять инцидент. Адвокат Олег Мальков, представлявший интересы ответчика Омарова, принес извинения и предложил мировую. Судья Алмаз Ергалиев объявил перерыв, чтобы Стас Киселев смог отозвать свое исковое заявление. Однако намерения ответчиков кардинально поменялись за эти несколько минут. Извинения были отозваны.
Еще одну попытку погасить конфликт сторона ответчиков предприняла на втором судебном заседании, которое символично прошло 28 июня, в профессиональный праздник журналистов.
– Предлагаю пожать руки и разойтись, – выступил Мальков. – Это праздничное предложение. Никаких взаимных претензий, просто посчитаем все это недоразумением.
– Вы хотите извиниться? – уточнил Киселев.
– Нет, извиниться – это значит признать себя неправыми. Просто произошло недоразумение, – сказал Базылбеков.
– Мы не можем согласиться с тем, что нарушение прав журналиста — это недоразумение, – ответил Киселев.
Процесс продолжился. От заявлений представителей сторон стало настолько «жарко», что судья Алмаз Ергалиев был вынужден удалить Олега Малькова из зала судебного заседания.
Ответчики пытались переложить ответственность на судью Нурлана Аубакирова, который вел процесс по делу о бунту 14 заключенных – как зявил Кайрат Омаров, именно судья решал, кто будет присутствовать на том процессе, а кто нет. Однако костанайские журналисты, среди которых были автор этой статьи, фотокорреспондент «НГ» Николай Соловьев и редактор службы новостей радио «КН» Константин Должанский, подтвердили в суде, что о своем присутствии в зале суда они договаривались именно с сотрудниками СИЗО.
– Объект режимный, – привел другой аргумент заместитель начальника ДУИС Николай Стибиткин. – Всех мы туда пускать не можем.
– Вы считаете, что ваши инструкции важнее, чем Конституция РК? Понятно, что режимный объект, но есть иерархия нормативно-правовых актов, – заметил судья Алмаз Ергалиев.
В конце судебного заседания ответчики заявили о намерении вчинить Стасу Киселеву ответный иск – о защите чести, достоинства и деловой репутации.
О результатах необычного судебного процесса «НГ» обязательно сообщит.
ИСТОЧНИК:
«Наша газета»
www.ng.kz/modules/news/article.php?storyid=8366