В Астане прошел очередной круглый стол в рамках проекта «Мониторинг исполнения
Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы», реализуемого в Казахстане с 1 марта прошлого года при поддержке Европейского союза.
По словам заместителя директора по развитию стратегии Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Виктории ТЮЛЕНЕВОЙ, с января 2011 по май 2012 года в законода-
тельном регулировании свободы передвижения и выбора места жительства произошли
серьезные ухудшения, идущие вразрез с рекомендациями Нацплана по разделу «Право на свободу передвижения и выбора места жительства». С июля прошлого года штраф грозит тем, кто проживает не по месту юридической регистрации.
«Человек, проживающий в арендованной квартире постоянно или во время командировки, рискует быть оштрафованным, поскольку «золотое правило» юриспруденции – прямое толкование норм законодательных актов и договоров», – поясняет эксперт.
Кроме того, из восьми рекомендаций выполнили только одну – принят закон «О
Беженцах». Однако, по словам правозащитников, его «качество не соответствует межународным стандартам. До сих пор не создали современную систему миграционного контроля, предусматривающую регистрацию иностранцев при
въезде в страну, то есть на границе».
Не всё гладко и в области свободы объединений. До сих пор не было предпринято
никаких действий по выполнению рекомендации в этой сфере. Конституция Казахстана и законодательство не признают права граждан на объединение в так называемые неформальные организации, не требующие государственной регистрации в форме юридического лица. Да и саму процедуру регистрации некоммерческих организаций усложнили. В первую очередь это размер регистрационного сбора. Общественные некоммерческие организации по регистрационному сбору приравняли к коммерческим предприятиям среднего и крупного бизнеса. Казахстанские НПО на протяжении ряда лет указывают на такую несправедливость, но пока решения не принято.
Независимый юрист Амангельды ШОРМАНБАЕВ считает, что необходимо законодательно упростить порядок регистрации общественных объединений и некоммерческих юридических лиц, а также принять отдельный закон «О праве граждан на объединение», чтобы четко зафиксировать право каждого создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, в том числе и неформального характера. Помимо этого следует разработать и принять новый закон «О профессиональных союзах».
По мнению правозащитников, Конституция Казахстана предусматривает свободу вероисповедания, однако вновь принятый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в отличие от прежнего, утратившего силу, закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», существенно ограничивает эти права. К фактам религиозной дискриминации эксперты относят решение Комитета уголовно-исполнительной системы МВД о создании некоего подобия Гуантанамо в Казахстане, где предполагается содержать всех лиц, осужденных за экстремизм и терроризм. «Причем руководителей МВД совершенно не смущает проблема, что
такой негативный опыт уже имел место в нашей совсем недавней истории и от него очень быстро отказались», – отметил адвокат Жан КУНСЕРКИН.
Что касается права свободно и мирно собираться, то оно у казахстанцев де-юре существует. Однако де-факто его в большинстве случаев удается реализовать лишь тем, кто лоялен к проводимой политике, режиму и правящей партии. Аналогичная ситуация и с выборным законодательством. «Следует учитывать, что проведение демократических выборов зависит не только от наличия законодательства соответствующего всем международным стандартам, но и от практики применения этого законодательства», – считает независимый эксперт Амангельды Шорманбаев.
Секретарь Комиссии по правам человека при президенте РК Тастемир АБИШЕВ сообщил представителям правозащитных организаций, что предусматривается разработка нового Национального плана действий в области прав человека и
пообещал, что туда войдут те рекомендации, которые не реализуют до конца года. Он
также пригласил гражданское сообщество активно участвовать в работе над данным
документом. Правозащитники, в свою очередь, внесли свое первое предложение – придать будущему национальному плану статус нормативного правового акта или принимать его к исполнению после утверждения президентом страны соответствующим постановлением правительства. Они надеются, что в этом случае рекомендации не останутся на бумаге.
Алла ИВАНИЛОВА, Астана
(газета «Новое поколение» от 18.05.2012)