Нехорошо сидим

15.05.2012

После публикации репортажа из колонии строгого режима ЕЦ 166/10, расположенной в районе промзоны Астаны (см. “В зоне доступа”, “Время” от 24.4.2012 г), в редакцию стали поступать звонки возмущенных читателей. Среди них – осужденные, в свое время отбывавшие наказание в “десятке”, и правозащитники, занимающиеся мониторингом исправительных учреждений. Читатели уверяют, что нам показали лишь внешний лоск колонии, а на самом деле деятельность исправительного учреждения далеко не идеальна.

 

В качестве доказательств нам предоставили копии документов Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. В частности, речь идет о проверке деятельности администрации колонии строгого режима ЕЦ 166/10. Вот что накопали юристы правозащитной организации.

 

По бытовым условиям содержания «десятку» с большой натяжкой все же можно считать образцово-показательной. Уютные, чистые, меблированные жилые помещения со всеми необходимыми для нормальной (насколько это возможно за решеткой) жизни. Свежее постельное белье, ежедневно наводимый силами зэков порядок в кубриках и на территории. Правозащитники бюро говорят: из «десятки» коллективные жалобы на условия содержания никогда не поступают. Тем более при сотрудниках администрации осужденные всякий раз заученно повторяют: жалоб и заявлений нет, на действия администрации – нет.

 

Но лишь до того момента, пока не останешься с собеседником один на один. Шепотом, с просьбой не указывать имена зэки заявляют правозащитникам о том, что их в колонии бьют. Особенно – в карантине. Другими словами, там буйным цветом процветает так называемый активистский произвол. Активисты, или, как их называют, «вязаные», избивают осужденных, заставляют работать сверх нормы, «стоять на тумбочке» (выполнять функции дневального по жилому помещению с уборкой прилегающей территории) больше положенного срока и т.д. Кроме того, осужденные заявляют, что некоторые сотрудники колонии и активисты отбирают у зэков часть зарплаты (здесь надо пояснить, что деньги они получают на карточку и снять с нее наличными не могут при всем желании – в зоне банкомата нет. Но есть продуктовый магазин с терминалом, где осужденные отовариваются. Возможно, речь идет о том, что работяг «грузят» на сигареты, заварку, продукты). 

 

Вот случай с осужденным Биймурзаевым, который с 2004 года отбывает там наказание. Последний год он содержится в помещении камерного типа (ПКТ) это своего рода карцер. Сам Биймурзаев утверждает в откровенной беседе с юристами бюро, что причиной его особого содержания является… религия. Как только заканчивается срок пребывания в карцере, на него оформляют очередное нарушение и на время закрывают в ПКТ или штрафной изолятор. Например, 17 октября 2011 года Биймурзаев сообщил правозащитникам, что через 2 дня заканчивается срок его пребывания в ПКТ. Однако при повторном посещении колонии 26 октября юристы с удивлением узнали, что ему… впаяли очередное взыскание и закрыли в ШИЗО.

 

Работники астанинского филиала бюро предложили осужденному свою правовую помощь, однако зэк отказался, заявив, что это бесполезно. Правозащитники уверены, что такие условия содержания сломают волю любого человека. По их утверждению, в камерах ШИЗО и ПКТ зимой холодно и не хватает искусственного освещения в вечернее время – имеющиеся лампы светят очень тускло, что портит зрение. В документах бюро говорится о содержании в ШИЗО еще одного осужденного – Н. Жаркеева. Кстати, в штрафной изолятор он угодил прямо из карантина. Другими словами, не успел зэк перешагнуть порог колонии, как стал злостным нарушителем. И, кроме как через штрафной изолятор, его никак нельзя поставить на путь исправления.

 

Правозащитники опасаются, что его ждет та же участь, что и Биймурзаева.

 

В своих письмах в различные государственные инстанции юристы утверждают: все без исключения ответы контролирующих и надзорных органов словно под копирку пишутся: «По результатам проверок доводы заявителей о применении к ним физического и психологического насилия своего подтверждения не нашли». Это наводит на мысль: а проводилась ли проверка? Между тем жалобы на пытки во время следствия или задержания поступают регулярно.

 

Кроме того, столичные сидельцы часто жалуются на плохую пищу. Кстати, еще одна из самых главных проблем всех учреждений ДУИС по г. Астане – медицинское обеспечение. Согласно утверждениям осужденных, медицинская помощь им оказывается не в полном объеме. Зачастую их жалобы игнорируют либо выдают неэффективные лекарственные средства, не предназначенные для лечения тех или иных недугов; единственной услугой стоматологов является удаление зубов, лечение они не проводят и т.д.

 

Руководитель астанинского филиала бюро по правам человека Анара Ибраева направила обращение в Министерство здравоохранения с просьбой рассмотреть вопросы реформирования системы здравоохранения в местах лишения свободы и передачи ее из КУИС МВД РК в ведомство Министерства здравоохранения РК. Чиновники отечественного здравоохранения ответили, что в настоящее время планируют поэтапный перевод медицинского обслуживания осужденных и следственно-арестованных в ведение Минздрава.

 

Юристы казахстанского бюро говорят: в основном жестокое обращение с осужденными в учреждениях ДКУИС Астаны выражается в плохих бытовых условиях содержания и медицинском обеспечении. Но это тема для отдельного разговора…

 

Чтобы прояснить ситуацию вокруг колонии строгого режима, мы обратились в КУИС. Руководитель пресс-службы этого ведомства Галымжан Хасенов сообщил, что проводивший для нас экскурсию замполит учреждения Айтмухамет Мусин находится в отпуске, но начальник колонии Акылбек Абдрахманов пообещал предоставить расширенный комментарий на эту тему. Вот что сообщил нам майор Абдрахманов:

 

– Жалоб на питание быть не должно – это на моем личном контроле. Бывает, конечно, замена продуктов, но это, так сказать, рабочие моменты. Есть недоработки. Крыша, например, в бараках течет. Будем ремонтировать. Я не знаю, кто может жаловаться. Мне кажется… (Пауза.) Можете, конечно, написать о жалобах, собственная безопасность все проверит. Вопросов с жалобами у нас не было…

 

ИСТОЧНИК:

Газета «Время»

www.time.kz/index.php?module=news&newsid=27273


Добавить комментарий