Сегодня в Астане прошла пресс-конференция, на которой казахстанские правозащитники заявили о своем несогласии с практикой недопуска членов Общественных наблюдательных комиссий в закрытые учреждения страны. В связи с этим было заявлено о приостановлении деятельности еще одной Общественной наблюдательной комиссии.
В пресс-коференции приняли участие Евгений Жовтис, председатель совета ОО «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности»; Сауле Мектепбаева, региональный директор представительства международной организации «Penal Reform International» (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии; Юрий Гусаков и Анастасия Миллер – директора Карагандинского и Костанайского филиалов КМБПЧиСЗ.
В течение прошедшего и на протяжении текущего года администрация уголовно-исполнительной системы по Костанайской области, в нарушение уголовно-исполнительного законодательства неоднократно отказывала областной ОНК в проведении мониторинга исправительных учреждений. Предложения, инициативы и рекомендации ОНК, направленные на совершенствование системы исполнения наказаний и соблюдение прав человека, игнорировались.
В ответ на регулярные препятствия в деятельности Общественная комиссия по наблюдению за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях (далее ОНК) Костанайской области объявляет о приостановлении работы.
В январе 2011 года, по схожим причинам, приостановила свою деятельность ОНК Карагандинской области. Проблемы, озвученные тогда, были сформулированы еще 5-7 лет до этого, но до сих пор остаются нерешенными и злободневными, практически, во всех учреждениях страны. Среди проблем, по словам руководителя Карагандинского филиала КМБПЧиСЗ Юрия Гусакова, «вопросы рабского неоплачиваемого труда, унижений человеческого достоинства. Не ликвидированы советско-казарменные анахронизмы в учреждениях системы: так называемые Советы правопорядка, дневальный-тумбочка, строй-песня, обязательная физическая зарядка, маршировки… Надзорными органами не дана правовая оценка сложившейся практики «развенчания авторитетов» – практики порочной, основанной на унижениях и насилии в отношении осужденных».
С 2011 года всем ОНК и членам Коалиции НПО Казахстана против пыток запрещен «перекрестный мониторинг» мест лишения свободы, при котором ОНК одной области проводят мониторинг учреждений другой области. В прошлом такого рода мониторинг доказал свою эффективность, выявив пытки, приведшие к уголовному наказанию сотрудников УИС Акмолинской области, и ряд серьезных нарушений прав заключенных в учреждениях Северо-Казахстанской области.
Государственные органы до сих пор не выполнили ряд рекомендаций Специального докладчика ООН против пыток, посетившего Казахстан в 2009 году. В частности, в исправительных учреждениях отсутствует предусмотренный международными стандартами «доступный канал подачи жалоб». В тех редких случаях, когда такие каналы формально существуют, жалобы изымаются и подвергаются цензуре.
Попытки заключенных донести до представителей власти свои отчаяние и протест против жестокого обращения иными способами, например, через членовредительство или голодовку, рискуют закончиться увеличением срока отбывания наказания.
На этом фоне правозащитники констатируют увеличение протестных настроений заключенных и их радикализацию в связи с растущим числом фактов незаконного обращения, включая пытки и унижающее человеческое достоинство обращение со стороны администраций исправительных учреждений. Такие факты, по наблюдению правозащитников, участились после передачи пенитенциарных учреждений в ведение Министерства внутренних дел летом 2011 года.
Таким образом, на сегодняшний день ОНК уже двух областей – Костанайской и Карагандинской – приняли решение о приостановлении деятельности по мониторингу учреждений системы исполнения наказаний и следственных изоляторов в результате систематических нарушений представителями уголовно-исполнительной системы правил и условий осуществления общественного контроля, игнорирования жалоб, инициатив и рекомендаций ОНК.
Правозащитные организации обращаются к генеральному прокурору Республики Казахстан и министру внутренних дел Республики Казахстан с требованиями:
1. Публично осудить все факты ограничения или отказа в допуске Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) на территорию исправительных учреждений, следственных изоляторов;
2. Издать указание, которое обязывает исправительные учреждения и следственные изоляторы беспрепятственно, согласно Уголовно-исполнительному кодексу РК, допускать ОНК к посещению учреждений системы УИС;
3. По каждому сообщению об ограничении или отказе в допуске к проведению общественного контроля проводить тщательные служебные проверки; результаты таких проверок должны быть представлены широкой общественности;
4. Тщательно изучать жалобы, рекомендации и инициативы ОНК;
5. Ликвидировать во всех исправительных учреждениях Казахстана Советы правопорядка, принудительные маршировки и строевые песни, принудительный неоплачиваемый труд, как практику, основанную на нарушении прав заключенных;
6. Разрешить ОНК и членам Коалиции перекрестный мониторинг исправительных учреждений и следственных изоляторов страны.