По делу о жанаозенских событиях потерпевшие уже вынесли свой вердикт

03.04.2012


Очередное судебное заседание 2 апреля над обвиняемыми в организации беспорядков в Жанаозене, подтвердил уже сложившуюся тенденцию: пострадавшие в своем большинстве отказываются от материальных претензий к подсудимым, и очевидно не верят, что на скамье подсудимых находятся именно те самые люди.


 


В понедельник во время судебного заседания из 27 потерпевших лишь двое не отказалось от своих претензий к подсудимым, остальные свои претензии переадресовывают жанаозенскому акимату.


 


В ходе разбирательства возникло немало споров между адвокатами и судьей по поводу задаваемых вопросов и по ходатайству защиты об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Однако судья Нагашибаев отклонил и эти ходатайства, и заключения медицинских работников, настаивающие на  изменении меры пресечения на основании состояния здоровья некоторых подсудимых.


 


Перед началом очередного заседания сотрудниками пресс-службы суда среди представителей СМИ был распространен «Текст выступления сотрудника пресс-службы Мангистауского областного суда Н. Кунтуова» от 30 марта 2012 года. Данное выступление было ответом на многочисленные ходатайства со стороны СМИ о производстве аудиозаписи, фото- и видеосъемки в зале суда. В документе подчеркивалась «твердая позиция суда о транспарентности и открытости судебных заседаний», но в связи с тем, что «от одного из участников процесса поступило заявление о запрете фотографирования, применения видео- и звукозаписи», представителям СМИ было разрешено присутствовать в зале суда без технических средств и вести только письменные записи. Тем представителям СМИ, кто не желал расставаться с техническими средствами, кто хотел наблюдать за процессом и одновременно передавать информацию, предлагалось отправиться в пресс-центр с большим монитором, на который велась прямая трансляция из зала суда, компьютерами, подключенными к Интернету, факсом и телефоном.


 


В одном из ходатайств, поданных одним из защитников, была просьба соблюдать равные условия для всех подсудимых, содержащихся под стражей. «Мои подзащитные находятся в тесной клетке, в то время как другой обвиняемый, которому также вынесена мера пресечения в виде содержания под стражей, Калиев, находится в зале суда вне ограждения, заходит в зал и выходит из него по отдельному выходу в сопровождении полицейских. Давайте создадим равные условия для всех содержащихся под стражей», – обратила внимание суда защитник. Кто читал обвинительное заключение, тот знает, что Танатар Калиев на следствии «чистосердечно раскаялся» и дал показания против нескольких подозреваемых, которых теперь обвинение относит к числу «организаторов». Еще одно ходатайство защиты – просьба производить протокол судебного процесса и выдавать его защите частями ввиду того, что процесс обещает быть долгим, дело сложное. Также защитники проинформировали судью о том, что им не выдаются на руки видеозаписи судебных заседаний, хотя ранее судья пообещал выдавать записи ежедневно.


 


Судья заверил их, что, начиная с сегодняшнего дня, эти записи будут выдаваться ежедневно.


 


Очень важным моментом, является то, что свидетелям не разъяснялись полностью их права, в результате чего многие из них попадали в затруднительную ситуацию. С одной стороны: им нанесен материальный ущерб, за который они хотели получить компенсацию, а с другой: они не видели связи между этим ущербом и теми молодыми людьми, которые находятся на скамье подсудимых. Так, например, на вопрос одного из защитников потерпевшей владелице разгромленного магазина «Асет» о том, были ли ей предоставлены хотя бы отпечатки пальцев тех, кто громил ее магазин, или представлены другие доказательства о причастности обвиняемых к грабежу ее собственности, она ответила отрицательно и заявила, что никого из сидящих в клетке не опознает. Очевидно, что потерпевшим, которые не отказались от претензий, никто не разъяснил, что они имеют право отказаться от претензий к подсудимым в данном уголовном деле, имеют право подать отдельный гражданский иск к государственным органам. Но все же, несмотря на очевидно слабую правовую грамотность потерпевших, многие из них по какому-то внутреннему наитию стали отказываться от материальных претензий к подсудимым.


 


Сегодняшний отказ администратора гипермаркета «Дана» от претензий к подсудимым зал встретил аплодисментами (за что один из присутствующих был удален из зала суда). Другой потерпевший, у которого во время беспорядков на парковке возле городского акимата сгорел автомобиль «Тойота-Камри», стал горячо доказывать судье, что это сделали не подсудимые, на что получил от последнего грозный окрик: «Вы что, следователь, что ли?!»


 


В дальнейшем, до самого вечера в помещении суда один за другим, как на конвейере, выходили к трибуне потерпевшие, выслушивали стандартные вопросы судьи и адвокатов и давали стандартные ответы: «Я такой-то, мне нанесен ущерб такой-то (следовали вариации от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов тенге), подсудимых никого не знаю и претензий к ним не имею!»


 


Таким образом, становится очевидным, что народ в массе своей не верит в объективность расследования и вынес свой вердикт: «Подсудимые в грабежах невиновны».


 


Редакция интернет-сайта Bureau.kz
(по сообщениям директора Мангистауского областного филиала КМБПЧиСЗ Александра МУХИ
и представителя независимого профсоюза «Жанарту» Андрея ЦУКАНОВА)


 


 


 


Добавить комментарий