Вечером 15 марта стало известно об освобождении журналиста Игоря Винявского, арестованного 23 января вместе с политиками Владимиром Козловым и Сериком Сапаргали и содержавшегося вместе с ними в СИЗО ДКНБ Алматы. По имеющейся на данный момент информации, решение об освобождении редактора газеты «Взгляд» было принято Алмалинским районным судом Алматы на прошедшем сегодня заседании и мотивировано применением к Винявскому амнистии в честь 20-летия независимости Республики Казахстан.
Это стало возможным вследствие изменения «тяжёлой» части инкриминируемой Винявскому статьи на её «облегченную» часть. Как считает сам Игорь, следователи не смогли дотянуть приписанные ему «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя…» (часть 1 статьи 170) до варианта «с использование средств массовой информации» или совершение преступления «организованной группой» (часть 2 той же статьи).
Адвокат Игоря Винявского Геннадий Нам пояснил, что в результате амнистии его подзащитного уголовное дело закрывается и к тому же не может быть и речи о какой-либо судимости. Он также поблагодарил всех тех, кто оказывал на протяжении всего времени ареста Игоря поддержку. «В том, что Игоря освободили – в этом ваша заслуга. Власть поняла, что со СМИ лучше не связываться», – добавил адвокат.
Редакция интернет-сайта Bureau.kz
Игорь Винявский у ворот СИЗО ДКНБ сразу после выхода на свободу.
Винявский… Соколова… кто следующий на освобождение?
Обвинение редактора оппозиционной газеты в выпуске и распространении два года назад совершенно безобидной по содержанию листовки, к тому же не имевшей никакого читателя ввиду конфискации всего тиража полицией – это обвинение выглядело дико абсурдным и с самого начала подвергалось жёсткой критике со стороны отечественных и зарубежных правозащитников.
Если же судебная власть решила вдруг исправить ошибку или прокол (и это ещё очень мягкое определение!) следственных органов и спецслужб, то гораздо логичнее ей было бы пересмотреть дело по существу и оправдать Винявского за отсутствием в его действиях состава преступления, а ещё лучше – за отсутствием события преступления. Однако даже и амнистия как некая форма компромисса между крайне маловероятным оправданием и очень даже вероятным осуждением на большой срок есть факт весьма отрадный, который мы, как правозащитники, можем только приветствовать.
Неплохо было бы дождаться аналогичного разрешения уголовных дел всех тех алмаатинцев и жанаозенцев, кто сейчас находится под следствием (большинство из них также и под арестом) по обвинению в другом тяжком преступлении – «разжигании социальной розни». Тем более что не далее как в начале этой недели двое из этих обвиняемых – находящиеся под подпиской о невыезде Булат Атабаев и Жанболат Мамай – сообщили о том, что обвинение им собираются переквалифицировать из «разжигания розни» в «призывы к свержению».
С другой стороны, всего неделю назад решением Верховного суда РК была выпущена на свободу Наталья Соколова, ранее осуждённая за «разжигание социальной розни» на 6 лет лишения свободы. При этом бывшего юриста независимого профсоюза рабочих-нефтяников не амнистировали, а лишь заменили ей шесть лет реального срока тремя годами условного с наложением запрета вести общественную деятельность плюс ещё ряда ограничений, во многом выхолащивающих само понятие освобождения. В случае с прекращением дела по амнистии таких запретов и ограничений не предусмотрено, так что, по всей видимости, Игорь Винявский сможет хоть завтра вернуться к руководству газетой, что он и собирается сделать после предстоящих выходных, как сообщила сегодня редакция интернет-портала «Республика».
Отметим также в плане сравнения обстоятельств освобождения Н.Соколовой и И.Винявского и такое различие: Соколова провела за решёткой в общей сложности 9 месяцев и 7 дней, а Винявский – всего 1 месяц и 20 дней, что оказалось даже меньше двухмесячного срока ареста, наложенного 26 января судом после трёх дней предварительного задержания. Однако даже и при такой значительной разнице уже отсиженных обоими арестантами сроков теоретически можно запараллелить оба освобождения на внешнеполитический фактор. В рамках этой версии Соколову поспешили освободить до начала слушаний по Казахстану в Европейском парламенте 14 марта, предварив их таким неожиданно гуманным жестом, а вот с освобождением Винявского либо немного припозднились (выпустили на следующий день после принятия Европарламентом резолюции по Казахстану), либо специально оформили его как послесловие к европейской резолюции.
Если же говорить о внутриполитических факторах двух освобождений, то следует помнить об активной правозащитной кампании в поддержку каждого из ныне освобождённых арестантов. Отметим, что последний по времени пикет в защиту Натальи Соколовой (а вместе с ней и Айжангуль Амировой, Розы Тулетаевой и других женщин Жанозена, арестованных за «разжигание розни») прошёл в Семипалатинске накануне Международного женского дня. Последний же по времени пикет в защиту Игоря Винявского, совмещённый с публичным чтением его тюремных стихов прошёл в южной столице 10 марта, причём о возвращении Натальи Соколовой из атырауской колонии домой в Актау нам в южной столице стало известно как раз во время «Винявских чтений».
Однако не будем забывать и о том, что и внутри страны, и за её пределами кампания в защиту Соколовой и кампания в защиту Винявского едва ли в чём-то уступала кампании в защиту Козлова и Сапаргали и кампании в защиту арестованных жанаозенцев. Но первые две кампании уже дали эффект (если, конечно, эффект дали именно они), а последние две – пока что нет. Впрочем, после двух свершившихся освобождений главным в приведённом выше противопоставлении теперь представляется оговорка «пока что».
Полагаем, что в ближайшие дни будет высказано ещё немало версий в объяснение. Да и появление новой информации о сегодняшнем освобождении журналиста может многое изменить в оценке происшедших событий. Однако в любом случае и при любых оговорках и закавыках мы приветствуем оба мартовских освобождения как возможные проявления политической оттепели, совпадающей с наступлением календарной весны, особенно если они окажутся не последними.
Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта Bureau.kz