Власти отказываются идти на переговоры с голодающим полицейским Галией Султановой. Через 50 суток голодовки женщина держится сейчас только благодаря инъекциям глюкозы. Но о страшной развязке, похоже, не хотят думать ни коллеги – полицейские, ни те, кто свято ненавидит полицейских – то есть вся почти вся остальная часть населения.
Не особо разбираясь в конфликте, большинство актюбинцев не поддерживают голодающего полковника Султанову. Сказывается общая нелюбовь к полицейским и заказные статьи в местных изданиях, очерняющие мать-одиночку, решившуюся противостоять системе. С другой стороны поражает, насколько сами власть имущие (прокуроры, полисмены, чиновники акимата) далеки от маломальского снисхождения к своей коллеге.
50 дней отделяют казахстанские выборы от российских. Ровно столько длилась голодовка Галии Султановой, которая вышла на бессрочную акцию 15 января 2012 года – в день казахстанских парламентских выборов. А 4 марта, когда в России избирали нового президента, возле здания актюбинского ДВД дежурили переодетые в гражданское полицейские, работники школы полиции, прокуроры, чиновники. Дежурили долго, потому что все оказались помятыми, сонными, кто-то с перегаром.
Митинг, объявленный на 2 марта накануне штабом в защиту Султановой и сохранению стабильности в области, был отменен властями. Акимат указал: ДВД – не место для мирных акций поддержки. В 11 часов утра требования акимата было исполнено. Но в 15 часов к зданию ДВД вышли трое женщин: коллеги и родственники Галии. В руках у каждой по нескольку плакатов, в каждом – обращение к полицейским, напоминание о том, что женщина-мать умирает и ее смерть будет на их совести.
У домика КПП маленькое шествие встречал дежурный прокурор города Абай Иманиязов. Молодой человек признался окружающим, что он не Бэтмен, но, успел-таки вовремя явиться к месту происшествия «по сигналу». Правда, позабыв служебное удостоверение, за которым сгонял в бардачок машины другой прокурор, помладше.
Наперебой с Алиби Латыпом из горакиата, они оба с Иманиязовым, позабыв представиться, застрочили о нарушениях и каре, которой могут подвергнуться участницы женского митинга:
– Но ведь это не митинг, скорее пикет? – поправил товарищей представитель Бюро.
– Еще лучше, на пикет заявки вообще не подавали.
Женщины держали прокурорский напор недолго. От силы минут десять. Каждое их движение прокурор и чиновник согласовывали по телефону, отбегая для этого на несколько метров. Руководитель штаба Алима Абдирова, которая, кстати, не участвовала в пикете, пыталась заговорить с мужчинами. Спросила прокурора сколько дней он смог вы выдержать без еды. А, может, захотел бы проехать и взглянуть на саму голодающую, о которой местная пресса написала, что «голодовка пошла ей на пользу»! Прокурор напомнил, что он «на работе», признался: голодать в своей жизни не пробовал, как и чиновник Латып, как и парни с назойливыми видеокамерами. Поэтому все вместе толпой они быстренько ретировались на КПП. Скрылись, кажется, даже раньше самих пикетчиц. Вот такой несколько курьезный итог.
Напротив, через улицу остались только ребята с камерами, да в окнах ДВД мелькали так и не вышедшие полицейские. И еще с десяток мужчин и трое женщин ожидали в школьном автобусе, за углом. Пикетчицы пояснили – это сотрудники полицейской школы, группа провокаторов. Самым злым и идейным среди «провокаторов» оказался водитель автобуса, который наотрез отказался открывать двери и общаться с коллегами. Женщины из «мектеп автобусы», мило улыбаясь, и восставшие от сна мужчины, были тут же увезены в неизвестность.
Каждую ночь к Галие Султановой на Целинную,49 приезжает «скорая помощь». Помочь ей и спасти ее от бешенных головных болей, сердечной аритмии, они не в состоянии. Как и честно написать диагноз, это им также запрещено сверху. Какой итог, спросите вы? Скорее всего, Султанова просто однажды не проснется. Это бы в большей степени устроило актюбинские власти?
6 марта после полудня Галию Султанову госпитализировалиу.в больницу скорой медицинской помощи с признаками крайнего истощения
Ольга КЛИМОНОВА, директор Актюбинского областного филиала КМБПЧиСЗ