Наследие холодной войны

02.03.2012

 


Если кто помнит, еще не так давно в Казахстане действовал институт так называемых выездных виз, когда любой гражданин, желающий выехать или съездить за рубеж, должен был получать в ОВИРе штамп – разрешение на выезд из страны. И не важно, с какой целью человек выезжал – в туристическое ли путешествие, в командировку ли на учебу, лечение или на постоянное проживание.


 


С точки зрения международных стандартов действовавшая практика входила в полное противоречие с международными нормами свободы передвижения и не раз подвергалась критике различных как неправительственных, так и правительственных  международных  организаций.


 


В 2001 году выездные визы для граждан, временно выезжающих за пределы страны, были отменены. Однако они остались для граждан, желающих выехать из страны на постоянное место жительство: процедура контроля над выездом граждан Республики с целью постоянного проживания в других странах была сохранена в казахстанском законодательстве. Процедура эта продолжает подвергаться критике со стороны правительственных, неправительственных международных организаций, казахстанских правозащитных организаций и групп ввиду ее несоответствия международно-правовым стандартам в области свободы передвижения, рекомендующим отказаться от этого анахронизма советской эпохи.


 


Однако казахстанский законодатель не спешит следовать рекомендациям, опасаясь «отпустить из страны» так называемых носителей государственных секретов. При этом даже сама мысль о том, что есть случаи, когда секретоноситель может свободно выехать из страны, не допускается и считается «крамольной». А пока казахстанские чиновники следуют доставшемуся с советских времен сакральному правилу «не пущать», весь цивилизованный мир давно уже отказался от этой запретительной нормы.


 


Но, правда, все-таки не весь мир: чиновники нашего северного соседа – Российской Федерации, видимо, тоже еще не вернувшиеся с «холодной войны», держатся за этот запрет, причем обеими руками. Но это до поры до времени – пока им не дадут по этим рукам.


 


Не так давно Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассмотрев жалобу российского военного пенсионера Сергея Солтысяка, принял решение в его пользу и оштрафовал российские власти за то, что они отказали ему в выдаче загранпаспорта на том основании, что во время службы на космодроме Байконур Солтысяк обладал государственными секретами.


 


Сергей Солтысяк служил в Вооруженных силах СССР и РФ с 1983-го по 2004 год. Свою служебную карьеру он завершил на космодроме Байконур, расположенном на территории Казахстана. После отставки он по условиям контракта оставался невыездным до 2008 года, поскольку имел доступ к секретным документам. С таковыми  ограничениями Солтысяк не согласился и попросил немедленно выдать ему загранпаспорт. Получив отказ, начал оспаривать решение в судах, утверждая, что ему нужно съездить к брату и больному отцу в Киев, на могилу матери на Украине и к дяде и тете в Ригу. Однако российские суды всех инстанций ему отказали. Тогда Солтысяк обратился в Страсбургский суд.


 


Европейский суд по правам человека принял решение в пользу гражданина России, отметив в своем решении, что «российское правительство не указало, почему полный запрет на выезд истца за границу отвечает интересам национальной безопасности». По мнению судей ЕСПЧ, секретные материалы можно передать и не выезжая из страны, и даже не вступая в физический контакт с другими лицами. Например, по Интернету.


 


«Аргумент правительства, согласно которому истец мог быть похищен иностранными секретными службами или террористическими организациями, – всего лишь предположение», – отмечается в коммюнике Страсбургского суда. В итоге суд заключил, что ограничения на выезд Солтысяка за границу с мая 2004-го по декабрь 2008 года были «непропорциональны» защите национальной безопасности и не являются «обязательными в демократическом обществе». Поэтому Европейский суд по правам человека постановил: за нарушение статьи 2 Протокола 4 к Европейской конвенции о защите свободы передвижения обязать Российскую Федерацию выплатить истцу Солтысяку компенсацию в размере 3 тысяч евро.


 


Отличный повод и для Казахстана задуматься всем тем, кто во имя сохранения мифической государственной тайны упорно пытается запретить людям свободно передвигаться.


 


Виктория ТЮЛЕНЕВА, юрист КМБПЧиСЗ, руководитель правозащитного центра Бюро 


Добавить комментарий