Принципиальных шагов по приведению казахстанского законодательства и правоприменительной практики в области прав человека в соответствие с международными стандартами в 2011 году сделано не было, – считает руководитель информационного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Сергей Дуванов. «Более того, в 2011 году правительство Казахстана предприняло ряд шагов, позволяющих говорить о серьезном отступлении от тех важных реформ, которые были проведены ранее»,– считает правозащитник.
В подготовленном КМБПЧиСЗ пресс-релизе приводится анализ ряда законов, принятых в Казахстане в 2011 году.
Так, в июле
«Пенитенциарная система, возглавляемая полицейским ведомством, является одной из самых репрессивных моделей, и не способствует эффективному решению задач, стоящих перед исправительной системой. Это исключает гарантии соблюдения прав человека в местах лишения свободы. Правоприменительная практика Казахстана только это подтверждает», – говорит С. Дуванов.
Далее, в 2011 году был принят закон о религиозных объединениях, который существенно ограничил права верующих. Все религиозные объединения вынуждены проходить перерегистрацию, которая может стать инструментом для закрытия неугодных организаций. Закон усилил контроль чиновников над деятельностью религиозных объединений, что в условиях правового нигилизма казахстанских чиновников существенно усложняет деятельность религиозных общин в Казахстане.
В 2011 году начал работать принятый чуть ранее, в 2009-м, закон об Интернете: прокуратура регулярно сообщает о закрытии всё новых сайтов, счет которым пошел на сотни. Правозащитники не исключают, что среди них есть и такие, которые содержат пропаганду терроризма и экстремизма, распространяют порнографию, но при этом известно, что блокируется такие отнюдь не порнографический и не экстремистские сайты, как LiveJournal, портал «Республика» и другие оппозиционные сайты. А это дает основания сомневаться в том, что блокируются только интернет-ресурсы, содержащие незаконную информацию.
«Отсутствие прозрачности в действиях органов, отслеживающих Интернет, наличие блокировки отдельных сайтов, по которым нет судебных решений, всё это дает основания усомниться в законности ограничений на распространение информации в Интернете», – озвучил Сергей Дуванов мнение Бюро.
В 2011 правительство разработало и направило в парламент новый закон «О национальной безопасности» (начал действовать с 6 января 2012 года), который вызывает очень большие возражения со стороны правозащитников. Достаточно сказать, что одной из задач по обеспечению национальной безопасности прямо объявляется «недопущение негативного информационного воздействия на общественное и индивидуальное сознание, снижение и предотвращение его последствий». То есть разработчики закона включили любую критику в СМИ в разряд угроз национальной безопасности. Это может привести к серьезным ограничениям прав казахстанцев на получение и распространение информации.
Правительство разработало закон «О телерадиовещании», который предусматривает тотальный контроль государства за всеми аспектами распространения информации через систему телерадиовещания. При этом законопроект не содержит никаких возможностей для создания общественного телевидения. Принятие такого закона серьезно ограничит права граждан на беспрепятственное получение информации.
Все вышеперечисленные примеры свидетельствуют о серьезном несоответствии между декларативными заявлениями казахстанских властей о их стремлении двигаться по пути улучшения ситуации с правами человека в Казахстане и тем, как обстоят дела на самом деле, – заявляют правозащитники.
Публикация на интернет-сайте CA-NEWS от 13.02.2012
<http://www.ca-news.org/news/896331>