Постановление о возбуждении уголовного дела
в отношении арестованного 23 января редактора
газеты «Взгляд» Игоря Винявского и сама листовка
(см. на снимке слева), ставшая основанием для
возбуждения дела против него, являются убедительным
доказательством заказного характера преследования
журналиста спецслужбами.
В этом уверены коллеги Игоря Винявского,
его жена Лана Винявская и юрист Сергей Уткин,
изучившие как текст постановления о возбуждении
уголовного дела, так и саму листовку, которую
журналисту инкриминируют.
В понедельник 30 января они вышли на пресс-конференцию, чтобы, во-первых, рассказать о своих выводах, и, во-вторых, объявить о подготовке поручительства за Игоря Винявского — перевода его под домашний арест.
Винявскому «шьют» не газету, а листовку
– Я в двух словах напомню обстоятельства ареста, — начала пресс-конференцию заместитель главного редактора «Республики» Оксана Макушина. — В прошлый понедельник в доме главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского и в офисе редакции сотрудники КНБ провели обыск. Из офиса после обыска увезли всю компьютерную технику, а также сейф с документами бухгалтера. Самого Игоря в понедельник вечером увезли в СИЗО ДКНБ по Алматы.
В чем подозревают журналиста? В совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 170 УК РК — призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан, совершенные с использованием средств массовой информации или организованной группой.
Мы сразу решили: Игорю шьют какую-то газетную статью, где он якобы призывает свергнуть конституционный строй, и кинулись искать крамольную публикацию: звонили в КНБ, отослали туда запрос, ряд журналистских организаций в Генпрокуратуру обратился: «Покажите нам зловредную статью!». В ответ — тишина. И только спустя несколько дней выяснилось, что речь идет не о статье в газете, а о листовке, к которой Игорь якобы имеет отношение.
Я подчеркиваю — якобы, потому что сам Игорь отрицает обвинения в его адрес. И у нас нет оснований ему не верить — он никогда не преступал закон. Я хочу напомнить, что редакцию «Взгляда» и главного редактора этой газеты уже однажды обвиняли в налоговом преступлении — якобы редакция не платила налогов. Игорю, как ответственному за редакцию, грозили тогда тоже уголовной статьей. Но в результате проверки Налогового комитета было доказано, что обвинения были абсолютно не обоснованы. И теперь — все коллеги Игоря в этом уверены — ситуация повторяется.
Где тут подрыв конституционного строя?!
После Оксаны Макушиной слово взял юрист Сергей Уткин. Он показал присутствующим на пресс-конференции листовку, ставшую основанием для обвинения Игоря Винявского в подрыве конституционного строя.
– Мы не верим, что Игорь имеет какое-то отношение к этой листовке, но тем не менее хотим остановиться на ней подробнее. Вы видите, в листовке написано: «Киргизия избавилась от воровской семейки Бакиевых. Хватит терпеть, неси на помойку». Это весь текст. На фото изображены события в самой Киргизии и внизу — портрет Назарбаева, который группа людей куда-то несет.
При большом воображении можно интерпретировать призыв «Неси на помойку!» как призыв отнести на помойку именно портрет Назарбаева, но даже если это так — где тут призыв к свержению конституционного строя и подрыву национальной безопасности? У нас конституционный строй — президентский, а не назарбаевский. Самое большое, что тут можно — опять-таки при большом желании — инкриминировать, так это посягательство на достоинство лидера нации или порчу его портретов.
Однако, замечу, что, как следует из постановления следователя алматинского КНБ Кобенбаева, листовки были найдены почти два года назад — аж в апреле 2010 (!!!) года. Тогда закон о лидере нации еще не был принят. То есть спустя два года Винявскому вдруг предъявили обвинения — сам этот факт уже говорит о многом. Видимо, больше предъявить Винявскому было просто нечего, но предъявить было надо.
Соответственно, мы не можем не задаться вопросами:
1. Если Игорь «совершил» преступление аж два года назад, почему уголовное дело появилось только сейчас? Почему оно не появилось 16 декабря 2011 года или, скажем, 17 июля 2013? Почему раньше ни КНБ, ни Гепрокуратура не мычали и не телились?
2. Почему Игорь не был проинформирован о проведении против него следственных действий, в том числе проведении психолого-филологической экспертизы, которая датирована 6 мая 2010 года за №4238, и, соответственно, был лишен своего конституционного права на защиту, лишен права ставить вопросы экспертам?
3. Кто были эти эксперты, проводившие экспертизу? Выводы, которые сделаны в ней, показывают полный их непрофессионализм — это видно невооруженным глазом.
Политический характер дела не вызывает сомнений
Коллеги Игоря Винявского, как и его супруга Лана Винявская, уверены, что статья, которую инкриминируют Игорю, взята с потолка и свидетельствует о политическом характере его преследования.
– Игорь был не только редактором независимой от властей газеты, он еще и регулярно делал интервью для телеканала «К-плюс», — напомнила Лана Винявская. — И эти интервью с известными политиками и общественными деятелями были очень популярны. Кроме того, он часто выступал в Европе с критикой действий казахстанских властей в отношении зажима свободы слова в стране. Летом был случай, когда его не выпустили из страны по совершенно смешным основаниям на конференцию в Брюссель. Якобы виза была у него не та. И там тоже были, кстати, замешаны сотрудники КНБ.
Сам Игорь в политическом характере своего преследования не сомневается. Я это поняла, когда была у него в пятницу. Мне разрешили с ним встретиться ненадолго в присутствии следователя — видимо, в связи с появившимися в Интернете слухами, что его там пытают и держат раздетым. Я убедилась, что это не так, он бодр, уверен в своей невиновности и рад, что коллеги не верят инсинуациям в его адрес.
Я благодарна всем, кто поддержал моего мужа в эти трудные дни, и надеюсь, что следователь прислушается к общему мнению и разрешит изменить санкцию — отпустить Игоря под домашний арест. Мы обратились с просьбой выступить поручителями к председателю Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаеву и президенту фонда «Адил соз» Тамаре Калеевой — и они согласились. Сейчас мы ведем переговоры и с другими общественными деятелями об этом же.
Следующей будет «Республика»
– Мы также обращаемся ко всем нашим коллегам — ко всем журналистам Казахстана — с аналогичной просьбой, — продолжила Оксана Макушина. — Давайте обратимся к следователю КНБ с коллективной просьбой — отпустить Игоря под домашний арест, пока ведется расследование. Текст обращения мы сегодня опубликуем в Интернете и просим всех, кто готов помочь, его подписывать.
И в завершение я вынуждена сказать несколько слов не по теме пресс-конференции. В пятницу редакции «Республики» стало известно, что в отношении нашей газеты также готовятся обыски и аресты. Нас предупредили об этом сразу несколько независимых источников. В частности, нам сказали, что обыски пройдут в двух наших офисах и дома у ведущих сотрудников редакции — то есть сразу в 5—6 местах.
Мы не исключаем, что во время этих обысков у нас неожиданно найдут какие-нибудь листовки. Неожиданно — потому что сейчас у нас точно нигде ничего подобного нет. Кроме того, у нас, видимо, изымут всю технику, чтобы мы не могли выпустить на этой неделе газету. Потому что мы уверены, цель всех этих спецопераций — не дать выходить независимым СМИ, доносить до читателя альтернативную информацию. В частности, по Жанаозену, откуда мы часто даем репортажи.
– Я не понимаю, зачем власти надо все это, — взял в завершение пресс-конференции слово Сергей Уткин. — Неужели спецслужбам больше нечего делать, как ловить журналистов? Террористы на свободе гуляют, а КНБ вместо того, чтобы ими заниматься, обыски устраивает в редакциях. Вы посмотрите, какая реакция идет на арест Винявского! Ведь весь мир осудил действия КНБ. ОБСЕ, госдеп США, Европейский союз, “Фридом Хаус”, “Репортеры без границ”, Комитет по защите журналистов в Нью-Йорке — все осудили. И такая же реакция будет, если подобное произойдет с газетой «Республика». Мне странно, что в Акорде смотрят сквозь пальцы на действия спецслужб — не думают там, видимо, совсем об имидже Казахстана.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика» 30.01.2012