Полицейский контроль сохраняется

27.01.2012

С точки зрения международных стандартов в области свободы передвижения и выбора места жительства действующий в Казахстане институт обязательной регистрации по месту жительства, доставшийся в наследство от советской паспортной системы и режима прописки, является незаконным ограничением наших свобод, поскольку «замыкает» на себе  возможность реализации других наших прав.


 


Вспомните, без регистрации по месту жительства невозможно получить документ, удостоверяющий личность, оформить пенсию, пособия, порой, устроиться на работу и т.д. и т.п. К тому же Административный кодекс Казахстана с момента его вступления в силу 1 января 2001 года содержал статью (статья 377 КоАП РК), устанавливающую административную ответственность за нарушение правил регистрации. В статье, в частности, устанавливалось, что правонарушением является проживание без регистрации сроком свыше трех месяцев.


 


В таких условиях говорить о реально существующей свободе передвижения и выбора места жительства не приходилось. Поскольку, что эта за свобода такая: ты выбрал себе место жительства, а государство наказало тебя за твой выбор?


 


Но, тем не менее, до определенного момента, на мой взгляд, прослеживалась тенденция либерализации национального законодательства, регулирующего свободу передвижения и выбора места жительства, обусловленная сначала желанием Астаны председательствовать в ОБСЕ, потом непосредственно самим председательством, затем участием в ОБСЕшной «тройке». По крайней мере, эта либерализация декларировалась чиновниками высокого ранга. Поэтому  статья 377 КоАП РК оставалась «неработающей», т.е. к ответственности по ней не привлекали. И это вселяло надежду, что рано или поздно институт обязательной регистрации будет реформирован, а сама статья исключена из Кодекса. Однако этим предположениям не суждено было сбыться.


 


После того как в январе 2010 года в своем ежегодном послании народу Казахстана президент Республики поручил реформировать правоохранительную систему, в ведение полиции были переданы практически все функции в сфере миграции населения, включая вопросы присвоения, продления и прекращения статуса беженца, возвращены функции по документированию населения, уголовно-исполнительная система и т.д. Это положило начало трансформации государственных институтов по пути усиления их контроля над жизнью общества. Обозначился политический вектор усилий Ак-орды – создание полного и всеобъемлющего контроля над всеми областями общественной жизни будь то передвижение по стране, создание политических партий или организация религиозных организаций. Кончилась «эра ОБСЕ» и страна стала превращаться в полицейское государство и в прямом, и в переносном смысле.


 


Очередным шагом такого превращения стали внесенные в июле 2011 года поправки в Административный кодекс Казахстана, которые не обошли стороной и свободу передвижения и выбора места жительства, ухудшив и без того плохую с точки зрения международных стандартов ситуацию с обеспечением этих прав на практике. Статья 377 КоАП РК была усилена в части ответственности граждан за проживание без регистрации в госорганах. Теперь граждане будут наказываться за проживание вне места регистрации независимо от срока проживания. То есть сегодня человек, заночевавший не по месту прописки, рискует быть оштрафованным. Приехал в гости к родственникам на недельку, остановился в съемной квартире в командировке на пару-тройку дней, живешь в арендованной квартире – плати штраф, т.к. живешь без регистрации, поскольку «золотое правило» юриспруденции – прямое толкование норм законодательных актов и договоров.


 


Таким образом, казалось бы изжившая себя статья-наследие тоталитарного прошлого вновь обрела вторую жизнь и заработала в полную силу. Приходится признать, что в части права на передвижение по своей стране мы от чего ушли к тому и пришли.


Добавить комментарий