Когда я поступала в университет на юридический факультет, я твердо знала – буду прокурором, так как свято верила в независимость и неподкупность органов прокуратуры, считала, что прокурор – это пример для подражания, человек, точно соблюдающий требования Конституции Республики Казахстан, законов; что прокурор – это неподкупный и честный человек, осуществляющий свою деятельность на началах равенства всех перед законом, он никогда не допустит ущемления закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.
Мои розовые очки разлетелись вдребезги в августе 2011 года, когда я переступила порог Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Я не понимала, почему директор филиала Бюро Анастасия Миллер при получении любого ответа из прокуратуры (районной, городской, областной, Генеральной) всегда восклицала: «Будем обжаловать!», ведь в ответах все описано подробным образом, есть ссылки на законодательство. Потом я смотрела обращения, направленные ранее в прокуратуру, и видела – да, есть небольшие недочеты, ответ не всегда содержал разъяснения на задаваемые вопросы, но это же ответ ПРОКУРАТУРЫ! Как он может не устраивать!?
Но больше всего меня стал поражать ответ, в котором вся суть сводится к фразе: «оснований для внесения актов прокурорского надзора не имеется». Хотя налицо есть все основания: причинение физического насилия, пыток правоохранительными органами, бездействие должностных лиц.
Я всегда считала – если человек попал за решетку, значит, он там за дело, и всякие там «Улицы разбитых фонарей», «Менты», «Глухарь» и другие не убедили меня в том, что большинство людей сидят по ошибке.
Убедила меня в этом работа в Бюро.
Жалобы, заявления о применении физического воздействия, пыток со стороны сотрудников полиции, уголовного розыска, дознавателей – всех, кто имеет отношение к правоохранительным органам, буквально завалили офис. Чтобы раскрыть преступление, на что только не идут оперативные сотрудники, иногда волосы дыбом встают после прочтения некоторых жалоб. А прокуратура «оснований для внесения актов прокурорского надзора не имеет», либо не видит состава преступления.
Всякий раз, направляя очередной запрос в прокуратуру, мы ожидаем ответ с хорошим исходом дела, но в большинстве (я бы сказала, в ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве) случаев заранее ждем очередной отписки.
По некоторым делам переписка с органами прокуратуры ведется несколько лет. Прокуратура отказывает, спускает, бездействует…
Остается небольшая надежда, что хотя бы на один запрос прокуратура примет все необходимые меры, для восстановления справедливости и законности, а также поможет в восстановлении нарушенных права многих людей.