Как мы уже сообщали, вчера в Алматы прошли обыски в офисе партии «Алга» и по домам у председателя партии Владимира Козлова, его заместителя Михаила Сизова, у родителей жены В.Козлова в пригородном райцентре Иссыке, у главного бухгалтера партии Гульнары Лепесовой и начальника охраны партийного офиса Аскара Токмурзина, а также у председателя молодёжного клуба «Рух пен тил» и активистов объединения «Халык майданы / Народный фронт» Жанболата Мамая и у общественного деятеля Серика Сапаргали. Кроме того, вчера в конце рабочего дня прошёл обыск в редакции газеты «Взгляд» и дома у главного редактора Игоря Винявского. Во всех случаях обыски проводили сотрудники Следственного департамента КНБ РК. Кроме того, вчера в тот же департамент был вызван на допрос известный театральный режиссёр Болат Атабаев, а сегодня на допрос вызвана сопредседатель Социалистического движения Казахстана Жанна Байтелова.
«Чёрный понедельник» – к 40-му дню после «кровавой пятницы»
По итогам вчерашних обысков известно следующее: обыск в здании «Алги», начавшийся в 8 утра, завершился аж в час ночи (т.е. продолжался 15 часов!). Обыски у Козлова завершились к вечеру, и главным их итогом было задержание Владимира Ивановича и водворение его в СИЗО КНБ. Лидеру партии «Алга!» предъявлено обвинение по статье 164 УК РК («разжигание социальной розни»). По этой статье прошлым летом была осуждена на 6 лет лишения свободы юрист независимого профсоюза мангистауских нефтяников Наталья Соколова. А уже после трагических декабрьских событий в Жанаозене была арестована одна из наиболее авторитетных лидеров забастовщиков Айжангуль Амирова. Сейчас ей предъявлено обвинение по той же статье и про делу которой, оказывается, проводились допросы, обыски и аресты вчера в Алматы.
Наряду с Владимиром Козловым был арестованы и водворены в СИЗО и общественный деятель Серик Сапаргали, активист движения «Народный фронт», перед Новым годом отсидевший 15 суток административного ареста за участие в шествии с площади Республики к офису партии «Нур Отан», и главный редактор газеты «Взгляд» Игорь Винявский. Ему, в отличие от первых двух, предъявлено обвинение не по 164-й, а по 170-й статье УК («призывы к свержению конституционного строя с использованием СМИ»). В каких именно газетных публикациях усматриваются признаки таковых призывов, пока не известно.
Что же касается остальных героев вчерашних событий, то нам удалось сегодня поговорить с Михаилом Сизовым, Жанболатом Мамаем и Болатом Атабаевым.
К зампреду оргкомитета по созданию и регистрации партии «Алга!» Михаилу Сизову пришли домой в 9 утра пятеро сотрудников КНБ, предъявили постановление на обыск, подписанное… прокурором города Жанаозен (дескать, сотрудники центрального аппарата КНБ всего лишь исполняют указание прокурора удалённого райцентра?.. придумать можно было бы поостроумнее!). В постановлении указано, что обыск производится в рамках сбора доказательств по делу Амировой. В ходе трёхчасового обыска каэнбэшники изъяли компьютеры Михаила и его жены, детский компьютер их маленького сына, все флешки и видеокассеты, в том числе и с мультфильмами. После завершения обыска Сизову объявили о вызове его на допрос в Следственный департамент КНБ в качестве свидетеля (обыскивали, видать, тоже как свидетеля? – это новое слово в мировой юриспруденции!) и принудили поехать туда вместе с собой. На допросе в КНБ Сизова спрашивали о деятельности партии «Алга!» за весь период забастовки нефтяников.
К председателю клуба «Рух пен тил» и активисту объединения «Халык майданы» Жанболату Мамаю сотрудники КНБ пришли в 10 часов утра в количестве 10 человек, предъявили постановление об обыске, подписанное начальником следственной группы КНБ, ведущей следствие по делу Амировой в поисках доказательств вины по предъявленному ей обвинению. Ничего такого у Мамая, по его словам, не нашли, но всё равно изъяли компьютер, флешку плюс ещё и сотовый телефон. После завершения обыска Жанболата точно так же, как и Сизова, принудили ехать на допрос в КНБ, однако там дело повернулось несколько по-иному: его статус был определён не как свидетеля, а как подозреваемого по всё той же статье 164, и с Мамая была взята подписка о невыезде.
Также подпиской о невыезде завершился вызов на допрос режиссёра Болата Атабаева, которому в КНБ объявили, что он является подозреваемым в разжигании социальной розни по статье 164. При этом в предъявленном Атабаеву постановлении он не нашёл своей фамилии – в графе «подозреваемый (-ые)» значилось «Амирова и другие».
Наконец, о вызове на допрос в КНБ социальной активистки Жанны Байтеловой: она пока единственная, кого вызывают не в первый, а во второй раз, а первый вызов был ещё 11 января. Тогда Байтеловой сообщили, что она проходит по некоей ориентировке из Жанаозена. Сегодняшнюю же явку на допрос Жанна просила следователя перенести на более поздний срок в связи со срочной необходимостью поездки в Кордайский район Жамбылской области, где местная полиция задержала приезжавших туда из южной столицы активиста СДК Армана Ожаубаева и небезызвестного Вадима Курамшина.
Об обстоятельствах обысков и вызовов на допросы Б.Атабаева, Ж.Мамая и М.Сизова мы побеседовали с ними сегодня утром после завершения ежегодной церемонии вручения премий Свободы, на которой Сизов председательствовал вместо арестованного Владимира Козлова.
Михаил Сизов открывает церемонию вручения премий Свободы
Булат Абилов выступает на церемонии сразу вслед за Сизовым
Рука об руку с заместителем ввергнутого в узилище лидера «Алги» за столом президиума сидели действующий сопредседатель ОСДП Булат Абилов, почётный председатель КПК Серикболсын Абдильдин и совсем недавно принявший на себя обязанности исполнительного директора ОФ «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов, всего три недели назад вышедший на свободу после трёх лет заключения.
В десятый раз, но так – впервые
Открывая церемонию, Сизов объяснил, почему она проводится сегодня, а не 20 января, как во все предыдущие годы. Как известно, 20 января было избрано в качестве даты казахстанского Дня демократии в честь Общереспубликанского демократического собрания, проходившего в Алматинском цирке 20 января 2002 года, и все последующие годы с 2003-го по 2011-й церемонии вручения премий Свободы проводились именно 20-го. Но в этом году на 24 января пришёлся 40-й день со дня гибели 17-ти (по другим сведениям, гораздо больше) жанаозенцев, расстрелянных на главной площади своего родного города в «кровавую пятницу» 16 декабря 2011 года. В связи с этим было решено сдвинуть церемонию на четыре дня вперёд и провести её не в праздничных, а в траурных и протестных тонах, что и было сделано.
Кроме названных абзацем выше четверых спикеров из президиума собрания, на нём выступили также Сагат Жусип из Кызылорды, общественный деятель Жасарал куанышалин, журналист интернет-сайта Guljan.org Мирас Нурмуханбетов, директора фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменова и фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина. Говорили много и о разном, но мы здесь выделим то, что относилось к последним событиям.
Выступающие жёстко осудили вчерашние аресты Козлова и Винявского, чуть более давние аресты жанаозенских рабочих активистов и преследования независимых СМИ как проявления «охоты на ведьм» и абсолютно недопустимые в XXI веке рецидивы 1937 года. Жанозенские нефтяники не сами себя расстреливали – это сделали власти. Забастовку организовали не Козлов с Сизовым и не Атабаев с Мамаем – сами рабочие воспользовались своим конституционным правом на забастовку, а политические активисты из Алматы приезжали к ним в Жанаозен и выражали им свою моральную поддержку, также воспользовавшись своим конституционным правом на выражение своих политических взглядов. Приписывать кому-либо из них роль организатора беспорядков и погромов – абсурдно и безнравственно, вместо этого лучше бы власть спросила с самой себя, а не пыталась под шумок раздавить партию «Алга» и независимую прессу.
Премиями Свободы по итогам 2011 года были награждены Айжангуль Амирова, Владимир Козлов и журналистские коллективы видеопортала «Стан-ТВ» и телеканала «К плюс». Как пояснил Михаил Сизов, по итогам рейтингового голосования одинаковое число очков набрали кандидатуры В.Козлова и Н.Соколовой, но первый заявил о самоотводе в пользу второй, а чуть позже она сама позвонила из атырауской колонии с самоотводом, который увязала с подачей апелляционной жалобы в Верховный суд. Тем временем нахлынули вчерашние события, и уже в ночь со вчера на сегодня, когда стало известно об аресте Козлова, члены общественного совета премии Свободы приняли решение о награждении лидера «Алги».
Михаил Сизов также объяснил отсутствие на церемонии золотых статуэток, которые всегда вручали лауреатам: разумеется, они были приготовлены и лежали в офисе «Алги» в ожидании сегодняшней церемонии, но после обыска их не удалось найти, хотя в протокольной описи изъятых вещей статуэтки не значились. Неужели каэнбэшники их попросту украли? – задавались вопросом присутствовавшие на церемонии. Так или иначе, но Сизов обещал лауреатам-2012, что утраченные материальные знаки премии будут изготовлены заново и вручены по новой.
Андрей СВИРИДОВ, редактор интернет-сайта Bureau.kz