Вчера и сегодня Алматинский административный суд снова привычно работал в режиме нон-стоп. При этом всё происходящее сильно напоминает времена сталинских «троек» – за исключением того, что подсудимых не отправляют на расстрел, а всего лишь выносятся решения о выплате ими штрафов.
Вечером 18 января полиция пришла в офис Социалистического движения Казахстана (видимо, из-за его расположения на улице Маркова прямо напротив здания Админсуда). Активисту СДК Дмитрию Тихонову позвонил на мобильный телефон некий полицейский начальник и сообщил, что Тихонову и его другу Арману Ожаубаеву, также активисту СДК, будут вручены повестки в административный суд за участие в митинге 17 января. Однако явившиеся в офис полицейские вместо вручения повесток попросту вывели Диму и Армана из здания и перевели через дорогу в СМАС. Там они предстали перед судом по обвинению в активном участии в митинге ОСДП «Азат», прошедшем 17 января на площади Республики в Алматы. (См. о нём на сайте наш репортаж «ОСДП “Азат“ не согласна с итогами парламентских выборов»)
В отсутствие адвоката, свидетелей и каких-либо материалов, подтверждающих их участие в митинге, двое членов СДК и корреспондентов Интернет-сайта socialismkz.info, которые в тот день делали репортаж о митинге ОСДП, были признаны виновными и оштрафованы на 50 МРП каждый.
Следом за ними в суд доставили и двоих членов Общенациональной социал-демократической партии «Азат». Это были председатель Алматинского городского филиала партии Амирбек Тогусов, который подавал 5 января в акимат Алматы заявку на проведение послевыборного митинга 17 января (этот факт потом фигурировал во всех административных протоколах, на основе которых составляются постановления суда), и координатор партии по Алатаускому району южной столицы Зоя Нурмухамбетова. Их тоже приговорили к выплате штрафов в 50 МРП.
Сегодня утром в суд доставили Бахытжан Торегожину, лидера общественной организации «Ар.Рух.Хак», осуществлявшей мониторинг выборов, и Рената Кибраева, студента Международной академии бизнеса и председателя Независимого профсоюза студентов. Ни он, ни она не являются членами ОСДП (точно так же, как и Д.Тихонов с А.Ожаубаевым). Но если первая хотя бы выступила на том митинге с короткой речью на тему итогов наблюдения за выборами, то второй был на митинге просто зрителем и слушателем. Тем не менее ему точно так же, как и Б.Торегожиной, и действительным членам и лидерам ОСДП, вменялась в вину «активное участие в несанкционированном митинге».
Вот как это выглядело на суде: в протоколе об административном нарушении цитировались идентичные одно другому показания двух свидетелей с таким пассажем: «Случайно проходил мимо площади Республики, остановили сотрудники полиции и попросили быть свидетелем, показали рукой на парня и сказали, что это Ринат Кибраев». Но даже при такой бесстыдной откровенности в показаниях «случайного прохожего» ничего не говорилось о том, в чём заключалось «активное участие» Кибраева в митинге. Судя по всему, в простом присутствии, если судить по заданному судьёй вопросу: «Но вы ведь присутствовали на митинге?» В конечном итоге Р.Кибраеву назначили штраф в 20 МРП – точно такой же, как и Бахытжан Торегожиной, чьё участие в митинге было подтверждено видеозаписью её выступления и цитатой из него в административном протоколе
Начиная с 13.00 пошли суды над лидерами партии ОСДП Булатом Абиловым, Жармаханом Туякбаем, Амиржаном Косановым и Маржан Аспандияровой. Редактор интернет-сайта Guljan.org Гульжан Ергалиева, также привлекаемая в качестве обвиняемой, находится в больнице.
Судилища над Абиловым, Туякбаем и Аспандияровой начались одномоментно у трёх разных судей в трёх разных залах. Причём журналистам и болельщикам из актива ОСДП судебные приставы сообщили о начале двух процессов – по Абилову и по Туякбаю (мы пошли на второго), а процесс Аспандияровой провернули втайне от публики, нарушив ещё и принцип гласности судопроизводства. Но приговор всем троим был один (точнее, постановления об административном правонарушении у трёх разных судей) полностью совпадали: виновен в правонарушении, штраф 20 МРП.
Последним, уже в обед, судили Амиржана Косанова, которому досталась та судья Коразбаева, что и с утра Бахытжан Торегожиной. На этом процессе были два отличительных момента: допрос свидетелей и вопрос прокурора.
«Показания свидетелей» – тех самых Асамбаева и Бегимбетова с улицы Никитина, 29 (см. выше о процессе Кирбаева) – во всех протоколах были идентичны, подсудимый же Косанов заявил ходатайство о допросе этих свидетелей: «Нельзя ли их увидеть живьём?» Судья поначалу удовлетворила ходатайство и обратилась к присутствовавшему в зале участковому инспектору полиции, кем был подписан административный протокол: «Пригласите свидетеля». Инспектор покрутил головой и, как бы не найдя искомого в сфере видимости, ответил: «Свидетель отсутствует», на что судья удовлетворённо заявила Косанову: «Ваше ходатайство отклоняется ввиду отсутствия свидетеля».
В конце процесса судья предоставила слово прокурору. Но если на предыдущих процессах его коллеги ограничивались голословным: «Вина подсудимого в совершенном им правонарушении по статье 373 часть 1 доказана, прошу назначить наказание в виде штрафа в размере 20 МРП», то этот прокурор начал малость издалека, задав Косанову вопрос, является ли он членом ОСДП. Сильно удивлённый Амиржан ответил, что является генеральным секретарём этой партии, о чём заявил в начале процессе, отвечая на вопрос судьи о месте работы, а уж руководителем партии никак не может быть человек, не являющийся её членом. То ли срезанный, то ли наоборот, удовлетворённый, прокурор сообщил, что вопросов больше не имеет, и произнёс станлартную фразу насчёт вины и штрафа.
Кстати, о прокурорах: не далее как в понедельник 16 января, то есть уже после выборов, но ещё до митинга ОСДП, официальный представитель Генеральной прокуратуры РК Нурдаулет Суиндиков заявил в Астане, что предстоящий митинг социал-демократов в Алматы санкционирован властями. Но почему-то эти слова вышестоящего начальника нисколько не связывали рядовых алматинских прокуроров на процессах в СМАСе 18 и 19 января, когда они требовали своим подсудимым административного наказания за «активное участие в несанкционированном митинге».
Говоря обо всём этом несколько шире, считаем уместным повторить слова Жармахана Туякбая на сегодняшнем суде, с которыми бывший генеральный прокурор РК и спикер Мажилиса 1-го созыва, а ныне сопредседатель ОСДП «Азат» обратился к судье Нургалиевой поверх конкретной полемики по сегодняшнему делу. Сделав довольно широкий философский заход, Жармахан Айтбаевич напомнил рядовой судье адмсуда о том, что никакой режим не вечен политически, и никакой «солнцеликий» диктатор не вечен ещё и биологически. Так что рано или поздно каждому, кто сейчас нарушает закон в угоду этому режиму, придётся отвечать не только перед своей совестью (она ещё и не у всякого есть), но и чисто юридически.
В завершение наших заметок отметим одно чисто календарное обстоятельство: парламентские и маслихатовские выборы 15 января, послевыборный митинг 17 января и послемитинговые судебные процессы 18 и 19 января всей кучей предваряют завтрашнюю пятницу 20 января. В этот день в этом году будет в десятый раз отмечаться День демократии, учреждённый казахстанской оппозицией и независимой общественностью в память о событиях 19 и 20 января 2002 года – Республиканском Демократическом собрании и большом митинге после него. За прошедшее с тех пор десятилетие в Казахстане не стало больше ни демократии в целом, ни свободных выборов, ни свободы митингов, ни тем более правосудия.
Андрей СВИРИДОВ, редактор интернет-сайта Bureau.kz
(сообщения в режиме нон-стоп из СМАСа)
Андрей ГРИШИН, журналист интернет-сайта Вureau.kz
(первоначальная редакция и выставление на сайт)
Общая авторская редакция Андрея СВИРИДОВА