Прокуратура заверила семью умершего предположительно из-за пыток жителя города Жанаозен Базарбая Кенжебаева, что расследование пройдет как положено, что виновные будут наказаны. Между тем в прокуратуру забрали окровавленную рубашку, в которой Базарбай Кенжебаев вернулся из полиции.
Случай с задержанием и пребыванием Базарбая Кенжебаева в полиции Жанаозена в дни декабрьских волнений прошлого года стал одним из ключевых эпизодов, после обнародования которых власти прислушались к критике и воззваниям правозащитников с требованием прекратить произвольные аресты и массовые пытки.
Житель села Кызылсай Мангистауской области Базарбай Кенжебаев в тот роковой день, 16 декабря 2011 года, оказался в Жанаозене случайно: он приехал навестить в роддоме Жадыру, среднюю из своих трех дочерей. Вместо семейного праздника он провел несколько дней в отделении полиции, после вернулся домой и скончался от ран.
Его младшая дочь Асем также была задержана и подвергалась допросам, ее рассказ репортеру радио Азаттык также стал одним из ключевых свидетельств о пытках в полиции, которым подвергаются задержанные люди в Жанаозене.
По словам Майры Кенжебаевой, старшей сестры Асем Кенжебаевой, после интервью радио Азаттык ее вызвали в прокуратуру.
– Асем вызвали и спросили: «Почему ты рассказала об этом? Ты своими глазами видела, как насиловали девушек?» Она им сказала то же, что и вам: «Девушек увели в соседнюю комнату, оттуда доносились их крики»,– рассказывает Майра Кенжебаева.
Сама Асем Кенжебаева не смогла побеседовать с корреспондентом радио Азаттык. Ее сестра сказала, что ей нездоровится.
Майра Кенжебаева рассказала, что обратилась в суд после смерти отца – Базарбая Кенжебаева. В настоящее время проводятся следственные мероприятия прокуратуры по поводу выяснения обстоятельств его гибели, говорит его дочь.
– Нам помогают прокуроры, прибывшие из Уральска и Атырау. Они обещали найти виновных в гибели отца, – говорит Майра Кенжебаева.
Семья Кенжебаевых живет в ауле Кызылсай, в
Они также заняты сбором документов, необходимых для получения денежной помощи в размере одного миллиона тенге. Правительство Казахстана обещало выплатить миллион тенге семьях погибших во время разгона протестующих в Жанаозене 16 декабря – тогда, по официальным данным, погибли 16 человек.
– У родственников нет возможности помогать нам постоянно. Мы даже не знаем, каким путем можно получить выделяемые правительством деньги. Моя мать и тетя занимаются сбором необходимых документов. Мы ждем помощи и от акимата города Жанаозен, – сказала Майра Кенжебаева.
21-летняя Асем Кенжебаева заявила в интервью радио Азаттык, что была свидетелем жестоких пыток в городском управлении внутренних дел 16 декабря в Жанаозене. Там, где в другом каком-то помещении находился ее отец, Базарбай Кенжебаев. Родственники говорят, что он умер от разрыва кишечника после того, как вернулся из полиции.
В распоряжении радио Азаттык есть фотографии, представленные корреспондентом российской «Новой газеты» Еленой Костюченко. На них изображено тело со следами побоев и окровавленная рубашка. Корреспондент говорит, что снимала Базарбая Кенжебаева после его возвращения из полицейского отделения. По словам родственников, эту рубашку забрали сотрудники прокуратуры.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»