Праздник со слезами на глазах, повод для разочарования и тревоги

12.12.2011

 


Ситуация с правами человека в Казахстане ухудшается, – констатировали на пресс-конференции накануне Всемирного дня прав человека ее участники – заместитель директора КМБПЧиСЗ Денис Дживага, независимый журналист и правозащитник Сергей Дуванов и глава ОО «Сауыгы» Ардак Жанабилова.


 


 


* * *


Интернет-портал «Республика» 9.12.2011


Татьяна ПАНЧЕНКО


 


Праздник со слезами на глазах


 


Пресс-конференции в Казахстане ко Всемирному дню защиты прав человека год от года становятся все мрачнее. Но на этот раз пессимизм участников – Сергея Дува­нова, Дениса Дживаги и Ардак Жанабиловой – просто зашкаливал. Новые законы (о религиозных объединениях, нацбезопасности и телерадиовещании) и недавние обытия лишили правозащитников всяких надежд на улучшение ситуации.


 


В 1948 году, 10 декабря, была принята Всемирная декларация прав человека, и этот день отмечается как день правозащитника, – начал встречу независи­мый журналист Сергей ДУВАНОВ. – Прошедший год вызвал много надежд, но сейчас, подводя итог, правозащитники выражают тревогу. Несмотря на все усилия правозащитников и декларативные заявления власти, мы вынуждены констатировать, что ситуация ухудшается.


 


Сергей Дуванов перечислил самые большие разочарования нынешнего года: пенитенциарная система передана из Министерства юстиции в ведение Министер­ства внутренних дел; принят закон о религии, затруднивший работу религиозных объединений, но так и не поставивший барьера для религиозного экстремизма; начал работать закон об интернете, в результате десятками закрываются сайты, в том числе оппозиционные. Кроме того, вызывает много вопросов готовящийся закон о национальной безопасности.


 


– В нынешней редакции он открывает очень большой простор для преследования как прессы, так и оппозиции, – заметил журналист. – А закон о телерадиовещании существенно ограничит право граждан на получение информации. Мы провожаем год с тревогой и разочарованием.


 


Еще один закон – о миграции – недобрым словом помянул заместитель директора Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению закон­ности Денис ДЖИВАГА.


 


– Ухудшается положение беженцев, нарушаются права иностранцев – трудовых мигрантов. Иностранец беззащитен перед нашей системой, в любых ситуациях у него сразу забирают паспорт, чтобы он не мог подать в суд на сотрудников миграционной полиции. Когда не было закона о беженцах, им было намного комфортнее в Казахстане находиться, чем тогда, когда этот закон был принят, – сделал он вывод.


 


Директор общественного объединения «Сауыгу» Ардак ЖАНАБИЛОВА привела примеры негативных последствий передачи тюрем в силовое ведомство. На днях Анастасии Миллер, члену общест­вен­ной  комиссии по мониторингу учреждений пенитенциарной системы, было отказано в посещении колонии в Кушмуруне (Костанай) на том основании, что отсутствует начальник учреждения.


 


Даже два громких процесса – в Алматинской и Акмолинской областях – над офи­церами исправительных колоний, обвиненными в применении пыток и получившими длительные сроки заключения, не изменили положения, признала г-жа Жанабилова.


 


– Может, мы мало освещали, что был вынесен именно такой приговор, что апел­ляционная инстанция оставила приговор без изменений. Нужно разъяснять сотрудникам учреждений КУИС, особенно молодым, что нельзя выполнять незаконные приказы начальства, – предположила Ардак Жанабилова.


 


На просьбу оценить изменения за все 20 лет независимости все спикеры ответили дружными вздохами.


 


– Нам всегда говорят: в Узбекистане с правами человека еще хуже. Сравнивайте тогда уж с Гондурасом! Все эти годы мы неуклонно катимся к Узбекистану, – сказал Денис Дживага.


 


– На каком-то этапе мы констатировали улучшение: упростился выезд за границу, КУИС был передан в ведение Минюста, отменена смертная казнь, – напомнил Сергей Дуванов. – Но всё это до определенного момента. Я считаю, что рубеж – события в Грузии, Украине и Бишкеке. Власти, напуганные тем, до чего доводит расширение прав человека, начали закручивать гайки. Усугубилось всё после Египта и Ливии.


..


Татьяна ПАНЧЕНКО, интернет-портал «Республика»
<https://respublikas.info/b/http://www.respublika-kz.info/news/society/19202>


 


 


* * *


Радио «Азаттык» 9.12.2011


Анна КУЖНИКОВА


 


Ситуация с правами человека в Казахстане ухудшается


 


Ситуация с правами человека в Казахстане, несмотря на все усилия правозащитников и заверения властей об их готовности соответствовать международным стандартам, не улучшается, а ухудшается год от года. Об этом заявили казахстанские правозащитники в пятницу 9 декабря на прошедшей в Алматы конференции.


 


В число ухудшений, по словам независимого журналиста Сергея ДУВАНОВА, вошли передача исправительных учреждений в МВД, принятие закона о религии и закона об Интернете.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА


 


– В текущем году правительство Казахстана приняло закон о религиозных объединениях, который ограничил права верующих. Вследствие принятия закона все религиозные объединения должны проходить перерегистрацию, которая может стать инструментом для закрытия неугодных организаций, – говорит Сергей Дуванов.


 


Дуванов считает, что из-за принятия закона об Интернете стали закрываться различные сайты:
– Допустим, закрываются сайты, содержащие пропаганду терроризма и экстремизма, порнографические интернет-ресурсы, однако чем вызвано закрытие доступа казахстанских пользователей к блог-платформе LiveJournal или порталу «Республика»? Это повод для сомнений в том, что блокируются лишь те интернет-ресурсы, которые содержат незаконный контент. Блокировка сайтов происходит без судебных решений, отсутствует прозрачность в действиях органов, отслеживающих Интернет. Эти факты являются теневой стороной действия закона.

Дуванов также критикует то, что права граждан ограничиваются всё больше и больше:
– Приведу пример. В 2003 году восемь лет лишения свободы получил один из первых «террористов» в Казахстане Октябрь Ходжаев. Ему подбросили автомат Калашникова в багажник автомашины. Его представителем в суде был известный адвокат Серик Сарсенов. Он доказал, что обвинения против Ходжаева необоснованны. Несмотря на это, его приговорили к восьмилетнему сроку. Он отсидел и вышел на свободу буквально несколько месяцев назад.
Налицо механизм формирования «террористов»: после тюрьмы его не оставили в покое, за ним велось наружное наблюдение, его постоянно вызывали на допросы – в результате на него были возбуждено сразу три дела по статьям: «Мошенничество», «Угон транспортного средства» и «Незаконное пересечение границы». Таким образом КНБ формирует терроризм, это настоящая школа терроризма.


СОБЫТИЯ В ЛИВИИ И ЗАКОН О ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ


 


Независимый журналист Сергей Дуванов уверен, что поводом для принятия закона «О телерадиовещании» стала революция в Тунисе и Ливии:
– Было время, когда в Казахстане наблюдалась тенденция улучшения ситуации в области прав человека. Но с каждым днем обстановка обостряется, оптимизма становится всё меньше и меньше.


 


Положительными моментами, по мнению Сергей Дуванова, можно назвать отмену смертной казни, упрощение уголовно-процессуальной системы.


 


Улучшения длились до поры до времени. Я связываю резкую смену обстановки с событиями в Грузии и Кыргызстане. Власти были напуганы либерализацией закона, расширением прав человека и начали закручивать гайки. Серьезные нарушения прав человека начались с волнений Туниса и Ливии, именно это послужило стартом для разработки закона «О телерадиовещании», который ограничит права граждан на получение информации, – считает независимый журналист.

ОСЛАБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ


 


По мнению директора общественного фонда «Сауыгу» Ардак ЖАНАБИЛОВОЙ, в 2011 году ослаб общественный контроль и усложнилась процедура посещений тюрем и колоний:
– Имеют место быть отказы в посещении изоляторов, несмотря на то, что общественным наблюдательным комиссиям должен быть открыт доступ в эти учреждения. Пенитенциарная система не способствует эффективному решению задач, стоящих перед исправительной системой, и исключает гарантии соблюдения прав человека в местах лишения свободы.


 


Все вышеперечисленные примеры, по мнению правозащитников, говорят о серьезном несоответствии между декларативными заявлениями казахстанских властей об их стремлении идти по пути улучшения ситуации с правами человека в Казахстане и тем, как обстоят дела в действительности.


 


Анна КУЖНИКОВА, радио «Азаттык» <http://rus.azattyq.org/content/kazakhstan_human_rights/24416816.html>


 


 


* * *


Газета «Время» за 10.12.2011


Мадина АИМБЕТОВА


 


Разочарование и тревога


 


Ситуация с соблюдением прав человека в Казахстане продолжает ухудшаться. Таковы неутешительные итоги 2011 года, озвученные правозащитниками на вчерашней пресс-конференции в Алматы. Мероприятие было приурочено к отмечаемому во всем мире 9 декабря Международному дню прав человека.


 


Заместитель директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдении законности Денис ДЖИВАГА (на левом снимке) отметил ухудшение ситуации в соблюдении прав иностранцев, беженцев и лиц без гражданства.


 


– С момента принятия закона о беженцах ситуация не изменилась, – сказал он. – Функция определения статуса беженца была передана из гражданского ведомства – комитета по миграции – в миграционную полицию, что только ухудшило положение лиц, ищущих убежища. Очень сложно в Казахстане получить статус беженца, даже если на то есть все основания согласно Конвенции 1951 года о статусе беженцев. Такая же ситуация с лицами без гражданства – власти идут на диалог, но менять ничего не желают. По данным миграционной полиции, в Казахстане 8 тысяч лиц без гражданства. Очень большое количество лиц, у которых нет вообще никаких документов… Также сложно отстоять права иностранцев. Они еще более беззащитны, чем наши граждане, потому что у них сразу изымаются паспорта. А сотрудники миграционной полиции стараются их побыстрее выдворить из страны, чтобы они не могли подать в суд.


 


Президент общественного фонда «Сауыгу» Ардак ЖАНАБИЛОВА (на правом снимке) рассказала о ситуации дел в местах лишения свободы, отметив как положительные, так и отрицательные моменты.


 


– В этом году были внесены изменения в Уголовный кодекс, – говорит она. – Вынесены приговоры по прецедентным делам по пыткам в пенитенциарной системе. Это Алматинская область – дело Айдоса САГАТОВА, и Акмолинская – дело по Державинке. Были осуждены сотрудники колоний, офицеры высшего ранга. По делу Сагатова – пять офицеров и четверо из числа помощников администрации, по Державинке – семь человек. Но в этом году ослаб общественный контроль. С одной стороны, мы получили право посещать на законных основаниях ИВС и спецприемники. С другой стороны, с переходом КУИС в МВД мы часто сталкиваемся с отказом в посещении.


 


Напоследок правозащитники отметили, что 2011 год они провожают с разочарованием и тревогой.


 


Мадина АИМБЕТОВА, газета «Время» 
<http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=24956>


 


Добавить комментарий