5 декабря 2011 члены Общественной наблюдательной комиссий Костанайской области – Анастасия Миллер и Татьяна Шалыгина прибыли в учреждение ГУ «УК 161/4» Департамента УИС по Костанайско области (Кушмурунская колония) для проведения общественного мониторинга.
Учитывая, результаты последнего визита (подробнее см. www.bureau.kz/data.php?page=0&n_id=3793&l=ru) члены ОНК намеривались узнать, учтены ли их рекомендации, но в первую очередь – не подвергались ли преследованию со стороны администрации заключенные, решившиеся в ходе последнего визита ОНК подать жалобы, так как на родственников некоторых уже оказывалось давление: от них настоятельно требовали не обращаться больше в СМИ, и забыть слово «жалоба»…
Дежурный на входе в административный корпус долго не мог понять: «что такое ОНК?». После того как офицер уточнил фамилии прибывших членов Комиссии сообщил, что никого из администрации нет, все они на территории колонии, где начальник проводит планерку. После часа ожидания члены ОНК попытались дозвониться в Департамент УИС области, но ни начальник Департамента, ни его заместитель на телефонные звонки не ответили. Прождав еще час, правозащитникам удалось увидеть заместителя начальника по режимной и оперативной работе – Кирилова В., который сказал, что начальника колонии нет, и без него он никого не пустит, т.к. некому подписать пропуска.
– Получается, сегодня никто не пройдет на территорию колонии? – высказали удивление удивились члены ОНК.
– Никто из гражданских, – уверенно ответил Кирилов В.
Хотя, буквально через полчаса приехала женщина в гражданском и сообщила, что она с магазина, и они привезли продукты. У водителя не оказалось с собой даже удостоверения личности, но администрация колонии разрешила ему заехать на территорию зоны по водительским правам.
В соответствии Уголовно-исполнительным кодексом РК деятельность ОНК по посещению исправительных учреждений прекращается лишь «на период введения режима особых условий в исправительных учреждениях и следственных изоляторах». Но, вот, ни в одном нормативно-правовом акте не указано, что в связи с отсутствием на месте начальника исправительного учреждения членам ОНК запрещено посещать ИУ и СИЗО.
Представители Общественной наблюдательной комиссии намерены в судебном порядке обжаловать незаконные действия администрации учреждения. Правда, уже с трудом верится, что вообще можно восстановить свои права. Это нам, людям, которые находятся на свободе, с большим трудом и далеко не всегда удается доказать свою правоту, а каково тем, кто находится в полной власти администрации колонии? Вот и приходится заключенным «резаться», объявлять голодовки, зашивать рты…
Анастасия МИЛЛЕР, директор Костанайского областного филиала КМБПЧиСЗ