Обзорный документ Международного партнерства по правам человека, Нидерландского хельсинкского комитета, Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Туркменской инициативы по правам человека и Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, ноябрь 2011 года
Центральная Азия: Цензура и контроль Интернета и других новых средств коммуникаций
Резюме
Данный обзорный документ рассматривает проблемы цензуры и контроля Интернета и других новых средств коммуникаций в Центральной Азии. Он дает анализ ситуации в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, где власти отслеживают и контролируют использование Интернета и других коммуникационных технологий, фильтруют и блокируют доступ к нежелательному онлайн-контенту, а также преследуют веб-сайты и пользователей Интернета, которые публикуют или распространяют информацию с критикой проводимой политики.
Власти трех Центрально-азиатских стран предприняли попытку увязать репрессивные действия в отношении Интернета и других новых средств коммуникаций с борьбой против «экстремизма», «деструктивных сил» и других неспецифических угроз национальной «безопасности» и «стабильности». Однако, на самом деле, они используют этот предлог для принятия мер, ограничивающих право на свободу слова и подавляющих политическую оппозицию. Широкие и неспецифические ограничения по использованию Интернета и других средств коммуникаций являются серьезным нарушением международных стандартов по правам человека. Ограничения права на свободу слова являются допустимыми только в исключительных обстоятельствах и в соответствии со строгими требованиями стандартов, защищающих это право.
В последнее время на территории бывшего Советского Союза было сделано несколько совместных предложений по ограничению использования Интернета в рамках борьбы с «экстремизмом» и другими силами, которые, якобы, угрожают национальной безопасности. Среди прочего, был разработан проект «Правил поведения» для обеспечения «информационной безопасности», который характеризуется расплывчатыми формулировками. Также, ведется работа по созданию механизма, контролирующего социальные сети. Есть причины опасаться, что эти предложения по региональному сотрудничеству могут привести к новым мерам для подавления права на свободу слова в Интернете.
Власти Казахстана официально поддерживают развитие ИТ, но, при этом, создали различные системы для мониторинга и фильтрования онлайн-контента. Доступ к Интернет-сайтам, содержащим информацию, критическую по отношению к властям, регулярно блокируется. По состоянию на октябрь
Туркменистан является одним из наиболее репрессивных государств для пользователей Интернета. Интернет предоставляется государственным телекоммуникационным монополистом только в прошедшем жесткую цензуру виде. Вся деятельность посетителей Интернет-кафе фиксируется, а цены за домашнее соединение с Интернетом остаются чрезмерно высокими. Новые репрессивные меры были приняты властями после взрывов на складе боеприпасов в июле
Наряду с Туркменистаном, Узбекистан является в отношении Интернета наиболее репрессивным государством в бывшем Советском Союзе. В стране осуществляются всеобъемлющий контроль и цензура Интернета. Онлайн-материалы, вызывающие неприятие властей, фильтруются и блокируются на систематической основе. Электронная и сотовая связь «подозрительных» лиц также находится под наблюдением. Пользователи онлайн-чатов, которые обсуждают «чувствительные» вопросы, могут подвергаться преследованию, как это случилось в начале
Скачать отчет полностью можно ЗДЕСЬ