Через 20 лет после обретения Казахстаном независимости, можно смело утверждать, что административные штрафы за проведение несанкционированных митингов, пикетов и демонстраций являются самым стабильным источником поступлений в бюджет страны. И самым перспективным, потому что количество акций протеста, не разрешенных властями, растет год от года.
Доведенные до отчаяния алчностью и безответственностью чиновников, коррупцией в органах государственного управления и в системе правосудия, неспособностью и нежеланием государства защитить собственный народ, люди все чаще выходят на улицы и площади, чтобы заставить власть обратить внимание на их проблемы. И расшибают лбы о железобетонную стену репрессивного законодательства, которым режим оградил себя от любых проявлений стихийного протеста.
Закон есть, а права нет
Казахстанские правозащитники уже давно назвали право на свободу мирных собраний, декларированное Конституцией РК, виртуальным. Чисто теоретически национальное законодательство нам такое право предоставляет, однако реализовать его на практике очень трудно, а порой и невозможно.
По нормам Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» право граждан на проведение мирных акций оказалось в полной зависимости от санкции местной власти. То есть сложилась парадоксальная ситуация: аким, ставленник президента, решает, могут ли люди, недовольные политикой президента и этого акима, выразить свое мнение публично, на улице, на площади, собрав своих единомышленников.
Кстати, этот закон был принят на заре суверенитета, 17 марта 1995 года, за полтора месяца до неконституционного продления президентских полномочий Назарбаева, чтобы иметь законное основание заткнуть рот каждому, кто попытается протестовать. Таким образом власть заранее обезопасилась от того, что на Западе рассматривается как неотъемлемое право граждан, а казахстанские чиновники вроде г-на Ертысбаева именуют площадной демократией. За два десятка лет ситуация только усугубилась.
Закон о мирных собраниях поддерживается нормами Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РК, которые позволяют привлекать организаторов и участников незаконных, то есть неразрешенных, собраний к административной и уголовной ответственности и наказывать многотысячными штрафами, административными арестами (до 15 суток) и лишением свободы (до одного года).
При этом количество оснований для отказа в проведении митинга, пикета или шествия зависит только от буйной фантазии местных властей. Отказывают, потому что митинг может угрожать общественной безопасности или нарушить общественный порядок, или мешать движению автотранспорта. Либо потому что тема митинга уже обсуждалась на заседании акимата или против его проведения возражает совет ветеранов умственного труда и т.д., и т.п., словом, кто во что горазд.
Власти для мотивировки отказа даже опускались до того, что срочно загоняли на площади, где собирались митингующие, снегоочистительную технику или экскурсионные автобусы со школьниками. Или устраивали авторалли, как это было в день памяти Алтынбека Сарсенбаева 26 февраля 2006 года на площади им. Валиханова в Алматы.
Резервации для демонстраций
Но самое умное, до чего смогла додуматься власть в своем стремлении не допущать акций протеста, – это отвести для их проведения специальные места типа резерваций для социально озабоченного и протестного электората. Как правило, это осуществлялось руками народных избранников – депутатов маслихатов, которые постарались выбрать местечки подальше от глаз людских, в чащобах запущенных парков и глухомани пустырей.
В результате мы имеем полную профанацию конституционной нормы. Если граждане, недовольные деятельностью городских властей, хотят выразить свой протест, выйдя на митинг к зданию акимата, они слышат в ответ: «Низзя!» Им говорят – идите на задворки, к выброшенному на свалку памятнику Ленину, в старый сквер, где люди гулять боятся, к черту на кулички и там пикетируйте или митингуйте до посинения в пределах оговоренного акиматом времени.
Но какой, к примеру, смысл пикетировать Ленина, если не он выделял землю мошеннику-застройщику, слинявшему за бугор вместе с миллионами долларов, украденными у дольщиков, а местный аким? А если решение о ликвидации партии ДВК принимал Верховный суд РК, то почему партийцы должны были митинговать за «Сары-Аркой» в Алматы, а не на площади перед Дворцом правосудия в Астане?
Сажать – не пересажать
Однако у режима другая логика. Ему важно и рыбку съесть, то есть создать в глазах мировой общественности видимость соблюдения международных пактов, и на крючок не сесть, то есть запугать народ административными и уголовными санкциями так, чтобы ему неповадно было митинговать.
Вот власти и стараются, пугают, опираясь на запреты созданного ими же закона. Подтягивают к местам проведения мирных акций усиленные наряды полиции и отряды спецназа, окружают митингующих тройным кольцом людей в форме и в штатском, хватают организаторов акций, когда они еще только выходят из подъездов своих домов, чтобы отправиться на митинг, замуровывают двери их квартир, запихивают участников мирных собраний в автобусы, заламывают им руки прямо у входа в храм Фемиды, доставляют десятками в отделения полиции, тащат в суды, судят, штрафуют, закрывают в бич-приемники и сажают в тюрьмы.
За 20 лет в Казахстане не осталось ни одного известного представителя оппозиции, который не был бы судим за организацию несанкционированного митинга либо за участие в подобном мероприятии. Через административные суды за совершение данного правонарушения прошли руководители и активисты всех оппозиционных партий, причем по несколько раз. И штрафами неоднократно облагались, и в бич-приемнике по 10-15 суток не единожды отсидели, а некоторые даже были приговорены к условным срокам заключения.
В то же время партия «Нур Отан» беспрепятственно проводит свои мероприятия на главных площадях страны – и ничего. Даже за митинги в поддержку антиконституционного референдума об очередном продлении полномочий президента в декабре 2010 года руководство «Нур Отана» не судили и по каталажкам не таскали. А все потому, что у нас все равны перед законом.
А котел-то кипит!
Резкое расслоение общества, когда богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее, постоянный рост цен, нерешаемые проблемы дольщиков и нефтяников при прессинге независимых СМИ и отсутствии свободы слова – все это привело к тому, что единственным способом заставить власть услышать своих граждан стали акции протеста, митинги, пикеты, голодовки. При этом, испытывая животный страх перед народными выступлениями и «цветными» революциями, режим сам провоцирует социальный взрыв, запрещая мирные собрания и наказывая их организаторов. Налицо тот самый пресловутый эффект кипящего котла, в котором не срабатывает предохранительный клапан.
И даже недавнее обещание секретаря Комиссии по правам человека при президенте РК Тастемира Абишева, что в стране будет разработан новый закон о мирных собраниях, в котором разрешение на их проведение будет носить уведомительный характер, вряд ли снизит напряжение. Я готов держать пари, что и в новом законе будет частокол запретов, за нарушение которых можно будет по-прежнему хватать, судить, сажать, чтобы сохранить самое главное, ради чего вот уже 20 лет вытираются ноги обо все права и свободы, – власть.
Есть, кстати, еще момент, который вряд ли учитывается разработчиками нового закона. Терпение граждан постепенно доходит до той самой точки, когда уже становится все равно – накажут или не накажут. Не случайно же в 2010 году, по данным Казахстанского бюро по правам человека, 72% акций протеста были несанкционированными. А тех, кому нечего терять, запугать невозможно.
Абзац не в тему
На прошлой неделе мир содрогнулся, глядя, как ливийцы убивали своего бывшего лидера, забыв обо всех социальных преференциях, которые он им давал. Что же тогда может ожидать диктаторов в тех странах, где народ держат за быдло? Даже страшно представить…
Амангали РАХМЕТОВ, газета «Взгляд» (публикация в номере от 2.11.2011 <https://respublikas.info/b/http://www.respublika-kz.info/files/news/issue/0/155.pdf>)